Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность
Страница 3

Психология » Восприятие как психический познавательный процесс » Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность

Действительным источником константности восприятия явля­ются активные действия перцептивной системы. Из разнообраз­ного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократ­ное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его разме­ры и т.п. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраиваю­щееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятель­ности константность восприятия - необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориенти­роваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Исследование свойств восприятия неизбежно приводит к выводу о его активности, позволяющей человеку познавать через построение адекватных образов объективного мира.

1.2.Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы

Апперцепция, как зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его личности, показывает, что восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изо­лированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребно­сти, интересы, устремления, желания и чувства. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощу­щений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активи­зируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Представляют интерес опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной[16].

Рис. 1.1. Комната Эймса

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и, наконец, сама комната начинает восприниматься правильно, как перекошенная. В ситуацию выбора по причине конфликта сенсорной информации, человек попадает, рассматривая «невозможные фигуры». «Невозможные фигуры» могут существовать только в виде изображения. Испытуемый рассматривает их «и так, и эдак», пытаясь ликвидировать противоречие восприятия, отнести фигуру к уже известному ему классу. В ходе рассматривания он строит, так называемые, перцептивные гипотезы. «Особенно интересно, что, понимая разумом правильный ответ и даже изготовив предмет самостоятельно и затем, рассматривая его со всех сторон, мы все же из критической позиции не воспринимаем этот предмет, как он есть. Правильное перцептивное решение столь маловероятно, что избираемая гипотеза о предмете никогда не оказывается истинной. Вполне очевидно, что процесс восприятия, будучи процессом принятия решений, в то же время не допускает прямого воздействия отвлеченного знания на выбор перцептивных решений»[17]. Таким образом, Р.Грегори утверждает, что восприятие – это всегда процесс принятия наиболее вероятной сенсорной гипотезы. Дело осложняется тем, что парадоксальные фигуры, не дают возможности воспринимать шаблонно, стереотипно. В этом случае, происходит поиск решения с попытками привлечь мышление и чувства к принимаемому на основе перцептивной информации, решению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6