Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность
Страница 6

Психология » Восприятие как психический познавательный процесс » Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность

Ребенок совершает большое количе­ство ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при воспри­ятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприя­тие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных пред­метов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосуществен­ные признаки. Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, его небольшой практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других осо­бенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей. Восприятие в детстве очень активно, так как само познание и развитие интеллекта связано с развитием сенсорной и перцептивной сфер.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать по материалам Главы 1 следующие выводы:

- В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Образ является продуктом восприятия;

- В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ;

- В свойствах восприятия (предметности, целостности, константности и др.) проявляется его активность;

- Апперцепция свидетельствует о включенности всей человеческой личности в процесс восприятия, т.е. оно не является простым «автоматическим» актом;

- На перцептивном уровне происходит принятие решений после построения и перебора перцептивных гипотез. Затруднения в выборе ведут к осознанию и деталей образа и гипотез;

- Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоцио­нального состояния, мировоззрения показывают, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Особенности развития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста
К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются. Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов. Инте ...

Организация и методы исследования. Этапы экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.]. 1) Первичная постановка проблемы: - определение темы, цели и задач; - выбор предмета, объекта и метода исследования; - постановка психологической гипотезы. ...

"Пишущая машинка"
Цель упражнения: упражнение позволяет участникам «вернуться в круг», лучше почувствовать группу. В результате проведения упражнения мобилизуется внимание, улучшается настроение, повышается активность участников занятий. Упражнение позволяет осознать необходимость постоянной включенности в процесс совместной деятельности, что в определен ...