Заключение
Страница 1

Восприятие – чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу. Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.

Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс.

Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.

[1] Э.Титченер. Очерки психологии. – СПб., 1998, с.22

[2] А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения, М., 1983, с.261

[3] А.Н.Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, с.137

[4] А.Н.Леонтьев. Там же.

[5] А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975, с.157

[6] Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998, с.137

[7] Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net

[8] А.Н. Леонтьев психология образа //Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net

[9] Р. Грегори. Разумный глаз. – М., 2003, с.6

[10] А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Теоретическая психология. – М., 2003, с.152

[11] Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998, с.139

[12] А.Н.Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, с.140

[13] Ч.Осгуд. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию – Режим доступа: www. psychology Online.

[14] В.Рубин. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер – М., 1975, с 243

[15] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб, 2001, с.234

[16] М.И. Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.118

[17] Р. Грегори. Разумный глаз. – М., 2003, с.71

[18] Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977, с. 66

Страницы: 1 2


Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте
Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет.Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная пред ...

Кляксография
научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение Приложение Итоговое ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительнос ...