Заключение
Страница 1

Восприятие – чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя. В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически. Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу. Сознание подключается к познаваетльному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу перцептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении перцептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания. Перцептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им.

Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.

Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс.

Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.

[1] Э.Титченер. Очерки психологии. – СПб., 1998, с.22

[2] А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения, М., 1983, с.261

[3] А.Н.Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, с.137

[4] А.Н.Леонтьев. Там же.

[5] А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975, с.157

[6] Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998, с.137

[7] Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net

[8] А.Н. Леонтьев психология образа //Хрестоматия по ощущению и восприятию. – Режим доступа: www. psychology Online. Net

[9] Р. Грегори. Разумный глаз. – М., 2003, с.6

[10] А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Теоретическая психология. – М., 2003, с.152

[11] Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.– М., 1998, с.139

[12] А.Н.Леонтьев. Лекции по общей психологии. – М., 2000, с.140

[13] Ч.Осгуд. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию – Режим доступа: www. psychology Online.

[14] В.Рубин. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер – М., 1975, с 243

[15] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб, 2001, с.234

[16] М.И. Еникеев. Общая и социальная психология. – М., 2000, с.118

[17] Р. Грегори. Разумный глаз. – М., 2003, с.71

[18] Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977, с. 66

Страницы: 1 2


Женщина - руководитель
Суметь изменить положение дел - главное свойство руководителя. А менять его раньше других - верный признак творческой личности. Первый закон руководства Джея. Давно известно, что женщины могут хорошо справляться с руководящей должностью. Тем не менее, Вас часто критически оценивают как женщину-руководителя. Существует много вопросов дл ...

О связях, поддержке и союзниках
Среди малых действуя, мельчаешь. А среди больших и сам растешь. (Иоганн Вольфганг Гете) Женщинам, работающим в экономике и предпринимательстве, знакомо ощущение, когда тебя до конца не принимают. Это как на вечеринке, на которой, как правило, всегда присутствует несколько человек, которых никто не знает. Когда женщина начинает работать ...

Теории лидерства.
Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека: · поведенческий, · ситуационный подходы. ...