Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов и у преподавателей стоит коммерческая структура, на втором месте – государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое – свое дело, и заключает предложенный список частная практика.
Т.е. студенты и преподаватели в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов.
В ответе на вопрос о возможной области специализации студенты и преподаватели поставили на первое место «менеджер по персоналу». В остальных случаях отмечается статистически минимальное сходство (0,05): когда студенты выбирают менеджера по кадрам, а преподаватели менеджера по рекламе.
Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у студентов и преподавателей выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета.
Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности психолога-менеджера: на первом месте – общий и социальный интеллект, на предпоследнем – любознательность и на последнем - привлекательность.
На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости.
Но в нашей работе наиболее значимыми являются полученные различия в представлениях студентов и преподавателей. Далее обсудим выявленные отличия во мнениях по поводу основных составляющих профессии психолога-менеджера.
Так, получены статистически значимые отличия (0,05) по поводу места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера. Преподаватели ставят этот вид деятельности на третье место, тогда как студенты на последнее. У большинства опрошенных преподавателей именно учебно-воспитательная деятельность является ведущей в профессиональной жизни, поэтому они не могут не отметить ее. Студенты же хотя и учатся в педагогическом вузе, не ориентированы на данный вид деятельности. Это может происходить по двум причинам: во-первых, студенты не считают учебно-воспитательную работу значимой в работе психолога-менеджера, во-вторых, они не достаточно осведомлены о месте и значении данного вида деятельности.
Далее существуют отличия во взглядах студентов и преподавателей относительно необходимости психологу-менеджеру знания социальной психологии (уровень значимости отличий 0,05) и знания психологии труда (уровень значимости отличий 0,01). В обоих случаях преподаватели заявляют о большей значимости этих дисциплин, чем студенты. В этом случае можно сказать, что студенты больше ориентированы на получение практических знаний, умений и навыков. К тому же возможно у них не сложилось представление о важности этих дисциплин, так как в ходе их чтения не подчеркивалась практическая значимость, место этих знаний именно относительно работы психолога-менеджера.
И последнее значительное отличие в представлениях студентов и преподавателей относится к индивидуальным личностным особенностям, которые могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Преподаватели статистически чаще отмечают такое качество как ответственность (уровень значимости отличий 0,05). У студентов ведущей является учебная деятельность, они в полной мере не сталкивались с решением профессиональных задач, с реальными проблемами клиента, поэтому они не представляют себе меру лежащей на них ответственности. В данном случае студенты, обучающиеся по специализации «психология управления», должны не только выполнять какие-то действия, но и четко представлять себе последствия принятых решений, подвергать их глубокому анализу и рефлексии. Так из таблицы 11 мы видим и отличие рангов важности такого качества как рефлексия, - у студентов оно намного ниже, чем у преподавателей. Что еще раз подчеркивает необходимость как теоретической, так и практической работы в этом направлении.
Как вы относитесь к деньгам?
Деньги на протяжении всей человеческой истории были причиной войн, священные писания обвиняли их в развращении человеческой души, и так или иначе большинство преступлений совершается именно из-за них. Деньги — сильнейший стимул. И многие люди не могут устоять перед искушением их заполучить.
Независимо от нашего экономического положения ...
Криминальная психология: типологии личности преступников
Прежде чем перейти к типологии личности преступников, вспомним основной вывод прошлой лекции. Он заключался в том, что сама личность преступника в целом представляет собой социальный и психологический тип, отличающийся от других личностей. Преступник как социальный тип личности отличается от представителей других социальных типов тем, ч ...
Особенности воображения в дошкольном возрасте
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным ист ...