Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека
Страница 2

Психология » Потребности как движущий фактор активности » Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека

К.Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из – за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние он отождествлял с ощущениями.

В ХIX веке большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н.Г.Чернышевский[2]. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально – экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей. Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведёт и к появлению нравственно – эстетических потребностей.

Значительную роль в психической активности человека потребностям также отводил и американский психолог Р.Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что таким образом не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира (здесь смыкаются взгляды Р.Вудвортса и русского физиолога А.А.Ухтомского на доминанту и, по существу, рассматривается потребность как доминантный очаг возбуждения).

Таким образом, каждая новая «теория», внося что-то новое, отвергает представления предыдущих, однако большинство психологов признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека.[3]

Страницы: 1 2 


Игра как средство изучения особенностей детского общения
Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одно­временно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаи­моотношениях. В нашем опыте система игровых ситуаций была исполь­зована для изучения стратегии поведения детей-лидеров десятилетнего возраста. Суть метода заключалась в том, чт ...

Мотивация потребления алкоголя у подростков
Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие: 1. Эмоциональные: становится веселей жить; с расстройства, с горя; с радости; для разрядки, чтобы снять усталость; чтобы отвлечься от повседневных забот. 2. Ритуальные: отмечаю праздник. 3. Общение: выпив, легче общаться; за ко ...

Конфликт и его влияние на социально – психологический климат в коллективе
Конфликты – неотъемлемая составляющая часть функционирования любой организации. Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии и, соответственно, на социально – психологическом кли ...