Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование социально-психологического климата

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование социально-психологического климата

Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Началом исследования послужила диагностика социально-психологического климата. Мы получили данные, которые наглядно изображены в диаграммах (рисунок 9 и 10), количественные же показатели представлены в Приложении 8.

Рис. 9. Общие показатели развитости компонентов СПК среди испытуемых (в %)

По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам. Наивысший балл получено эмоциональному компоненту. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег и готовы к сотрудничеству между собой.

Таким образом, по полученным данным мы можем заключить, что около 70% респондентов данный коллектив полностью устраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но не расположена к более тесному общению, данные респонденты находятся несколько в стороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны других членов группы. Анализ общих показателей удовлетворенности в коллективе представлены на рисунке 10.

Рис. 10. Показатели удовлетворенности в коллективе среди испытуемых (в %)

Выводы по методике:

диагностика уровня и особенностей социально-психологического климата в педагогическом коллективе показала, что большинство испытуемых трактуют свои отношения в данном коллективе как благоприятные (53% от всех испытуемых). Лишь 15% учителей не удовлетворены существующим отношениям в коллективе в полной мере по тем или иным компонентам социально-психологического климата.

2.2.2. Исследование стиля руководства в коллективе

Следующим нашим шагом было определение стиля руководства в педагогическом коллективе с помощью выбранной методики (Приложение 2), нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунок 11), индивидуальные показатели по каждой шкале представлены в Приложении 9.

Рис. 11. Показатели предпочитаемого стиля руководства в исследуемом педагогическом коллективе (в %)

Выводы по методике:

как видно из рисунка 11, среди испытуемых педагогического коллектива преобладает коллегиальный стиль руководства – 52% от всех испытуемых. У этих испытуемых требовательность и контроль сочетаются с инициативностью и творческим подходом к выполняемой работе, демократичны в принятии профессиональных решений.

Стоит также отметить, что у 30% испытуемых предпочитают попустительский стиль руководства в профессиональных отношениях, подобный стиль характеризуется отсутствием жестких требований и дисциплины в отношениях между коллегами, общими либеральными отношениями.

У 18% испытуемых диагностирован директивный стиль руководства в отношениях, который, как правило, предполагает ориентацию на собственное мнение и оценки, стремление к доминированию в профессиональных отношениях, а также определенную эмоциональную дистанцию между коллегами.

Подобный стиль иногда может спровоцировать конфликтные отношения во внутренних взаимоотношениях в данном коллективе.


“Что в нем нового?”
Цель упражнения: развитие наблюдательности. Участники тренинга настраиваются на работу в команде. Инструкция: Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет несколько минут. Пауза. А сейчас ...

Результаты исследования методики диагностики направленности личности в общении
Направленность личности в общении рассматривается как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная "коммуникативная парадигма", включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведен ...

Форма завершения занятия. Обсуждение основных моментов тренинга.
Тренер подводит итог проведённой работе. Упоминает основные упражнения, успешно решённые задачи, отработанные навыки. Далее он просит каждого участника по кругу высказать собственное мнение о тренинге: наиболее запомнившиеся задания, наиболее эффективные, на его взгляд, упражнения, впечатления. Завершающее упражнение. “Аплодисменты по ...