Формы и методы формирования морально-волевых качеств подростка при занятиях физкультурой и спортом
Страница 2

Психология » Формирование морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста » Формы и методы формирования морально-волевых качеств подростка при занятиях физкультурой и спортом

б) организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.

4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель – иди к ней твердо; выполнение плана – основа успеха; окончил день – подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми – потом решай; если решил – делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, – действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).

5. Пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т.д.).

В 13–15 лет у учащихся заканчивается формирование познавательной сферы. У ребят повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. В силу высокого уровня развития мыслительных процессов у старшеклассников ярко выражено стремление к самосовершенствованию и самопознанию, сознательному обучению и тренировке. В этом возрасте проявляется достаточно высокая волевая активность, проявляется настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков.

Новизна данной работы состоит в системе подборки физических упражнений в соответствии со спецификой региональных условий: неблагоприятный климат, отдаленность, изолированность территории, повышенная тревожность в ожидании катаклизмов, землетрясений, синдром «заложника».

Регулярные занятия спортом позволяют получить максимальный результат. Юноша-старшеклассник должен быть достаточно физически развит, чтобы при стечении жизненных обстоятельств быть готовым к защите Родины, к защите собственного достоинства, своей семьи. Осуществляя принцип гуманизации педагогического процесса, на практике необходимо создать ситуации, которые помогают юношам почувствовать собственную значимость; акцентировать внимание на истинно мужские качества, доступность в выполнении физических упражнений. В процессе учебной деятельности пытаться формировать у учащихся положительное отношение к предстоящим трудностям, связанным со вступлением во взрослую жизнь. Проводить сюжетно-ролевые уроки, в которых учащийся проигрывает ситуации, встречающиеся во взрослой жизни. Такие уроки обогащают личностный опыт школьников, позволяют моделировать поведение в различных ситуациях. [6, с. 32]

Занятия физической культурой с подростками имеют существенные особенности. Они характеризуются:

– акцентом на закрепление и совершенствование основных двигательных качеств, на подготовку к сдаче нормативных требований учебной программы;

– использованием нестандартных условий при обучении навыкам и умениям, совершенствованием их, включением упражнений, требующих принятия решений в сложных и неожиданных ситуациях (различного вида прыжки, коллективные игры);

– разнообразием занятий на местности, с различными помехами и дефицитом времени, при максимальных физических и психологических нагрузках (марш-броски, работа с отягощением, кувырки через препятствия);

– тренировкой на развитие силовых, скоростно-силовых возможностей и разного вида выносливости;

– тренировкой в выполнении двигательных действий на координацию движений после больших физических нагрузок, быстроты перестроения и согласования двигательных действий (после продолжительного бега – метание в цель).

Опыт в решении актуальных психологических проблем, связанных с трудностями пубертатного периода, дает подросткам:

– самоутверждение (за счет здорового образа жизни);

– оптимизация жизненной установки;

– расширение межличностных связей.

Применение комплекса физических упражнений решает следующие задачи:

– сохранение и укрепление физического здоровья школьников;

– развитие потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом в соответствии со спецификой северного региона;

– формирование у подростков необходимых личностных качеств, самооценки, выдержки, уверенности, самообладания;

Страницы: 1 2 3


«Что означают цвета»
Умение выражать свое состояние с помощью цвета ...

Эмпирическоое исследование взаимодействия студентов со своим окружением. Организация и методы исследований
На базе физико-математического факультета среди студентов первого, второго, третьего, четвертого и пятого курсов в количестве 20 человек с каждого курса были проведены исследования, с целью выявления направленности личности в общении и межличностного поведения человека в группе. Для работы были подобраны две методики: методика диагност ...

Сильная сторона женщин
Чем ответственней занимаемый пост, тем легче уйти от всякой ответственности Женщины, как правило, обладают высокой компетентностью при решении организационных задач, что часто озадачивает мужчин. Ведь женщинам часто приходится заботиться сразу об очень многих вещах: о кастрюлях на плите, о детях и состоянии их одежды, о делах мужа, под ...