Исследование особенностей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Методика изучения мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением инт
Страница 1

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Исследование особенностей формирования мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Методика изучения мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением инт

Организованный нами психолого-педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

1. Проанализировать методы изучения мотивации учебной деятельности младших школьников и разработать методику, структуру и содержание констатирующего эксперимента.

2. Организовать и провести исследование мотивации учебной деятельности младших школьников обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида и массовой общеобразовательной школе.

3. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

4. Выявить особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.

Предварительный этап констатирующего эксперимента включал: сбор катамнестических данных, знакомство с личными делами, педагогическими характеристиками и успеваемостью учащихся, подбор методик для изучения мотивации учебной деятельности младших школьников.

Исследование носило комплексный характер. Оно включало в себя: наблюдение, беседу, методику изучения мотивов учебной деятельности младших школьников М.Р. Гинзбург и анкету для оценки уровня учебной мотива ции младшего школьника Н.Г. Лускановой.

Исследование проводилось на базе «Школа – центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска.

В эксперимент было включено 2 группы учащихся.

В I экспериментальную группу (Э1 вошли ученики 1А, 1Б и 2 классов специальной (коррекционной) образовательной «Школа – центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска. (14 человек)

В I контрольную группу (К2) вошли ученики 1В класса муниципального образовательного учреждения средней школы № 57 г. Курска (14 человек).

Во II контрольную группу (К2 вошли ученики 1А, 1Б и 2 классов специальной (коррекционной) образовательной «Школа – центр дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска. (14 человек)

Средний возраст учащихся I группы 10 лет, Iконтрольной группы группы — 7,5 лет. Второй контрольной группы – 10 лет.

Дети II контрольной группы имеют следующие заключения ПМПК (данные из личных дел учащихся):

а) олигофрения в степени дебильности генетически обусловленная - 2человек;

б) олигофрения в степени выраженной дебильности генетически обусловленная - 1 человек;

в) олигофрения в степени дебильности неуточнённой этиологии — 2 человека;

г) олигофрения в степени дебильности церебрально-органического генеза - 2 человека;

д) олигофрения в степени выраженной дебильности церебрально-органического генеза - 2 человека;

е) олигофрения в степени выраженной дебильности многомерной этиологии - 1 человек;

ж) олигофрения в степени дебильности резидуально-органического генеза - 1 человек;

и) олигофрения в степени имбецильности - 1 человек.

Во II группе 5 человек имели опыт обучения в общеобразовательной школе.

Дети I-ой, экспериментальной группы имеют следующие заключения ПМПК (данные из личных дел учащихся):

а) олигофрения в степени дебильности генетически обусловленная - 1человек;

б) олигофрения в степени выраженной дебильности генетически обусловленная - 1 человек;

в) олигофрения в степени дебильности неуточнённой этиологии — 2 человека;

г) олигофрения в степени дебильности церебрально-органического генеза - 2 человека;

д) олигофрения в степени выраженной дебильности церебрально-органического генеза - 2 человека;

е) олигофрения в степени выраженной дебильности многомерной этиологии - 1 человек;

ж) олигофрения в степени дебильности резидуально-органического генеза - 1 человек;

з) олигофрения в степени дебильности, обусловленная синдромом Дауна - 1 человек;

и) олигофрения в степени имбецильности - 1 человек.

В I группе 4 человека имели опыт обучения в общеобразовательной школе.

Один из методов, который нами был использован - это метод наблюдения за детьми во время уроков, в свободное время и во время приготовления домашних заданий.

Второй метод, который мы использовали - беседа с учениками.

В беседах с детьми нами были использованы прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы носили следующий характер:

1. Нравится ли тебе твоя школа?

2. Для чего ты учишься?

3. Нравится ли тебе учиться?

4. Нравятся ли тебе школьные порядки? (уроки, перемены, дежурство, поднимать руку, отвечать, писать, вставать, когда приходит учитель).

5. Какой урок тебе больше нравится? Почему?

Страницы: 1 2 3


Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 2. Таблица 2 - Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы Уровни Испытуемые кол-во % низкий уровень 0 0 средний уровень 10 100 высокий уровень 0 0 Результаты ме ...

Теоретические аспекты исследования эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния
Изучением эмоций и эмоциональных состояний занимались А. Левинсон, К. Е. Изард, Х. Цваардемакер, Э. Гельгорн, Дж. Луффборр, С. Н. Славин, М. И. Еникеев, С. В. Курбатова, С. Н. Яшкин, П. В. Симонов, Д. Гоулман, Н. В. Панина, З. Фрейд и другие. Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном о ...

Тема 3. Какие «Мы»
Цель: продолжение занятия 1.помочь детям осознать особенности позиции ученика; 2.предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя; 3.помочь детям принять учителя таким, какой он есть; 4.помочь ребенку осознать трудности учебы, найти внутренние ресурсы, которые помогут справиться с проблемами. Эти зан ...