Использование других методов изучения межличностных отношений.
Страница 1

Психология » Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте » Использование других методов изучения межличностных отношений.

Для исследования межличностных отношений в группе используют методики одни из которых предназначены главным образом для исследования групповых процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка в структуре группы. Эти методики направлены на количественный и качественный анализ изучаемых явлений и способов обработки полученного материала. Исследования дошкольных групп в отечественной психологии имеет более чем полувековую историю. Изучение взаимоотношений детей в группе занималась А.П. Усова. Решающий фактор формировании общества дошкольников в дет. саду видело в советской сюжетно – ролевой игре. Взаимоотношение детей различных дошкольных возрастов в группе дет. сада отражены во многих пед. исследованиях .На пути пед. исследований коллективных отношений дошкольников встречаются трудности, связанные с недостаточной разработанностью психологических аспектов изучения групп дет. сада.

Описание и оценка структуры группы с помощью общего наблюдения, а также устных ответов испытуемых вызывают большие трудности у экспериментаторов, дают ограничения, обедненные показатели, недостаточно характеризуют особенности групп совсем маленьких детей. При широком использовании социометрических методик в их вербальной форме, когда система предпочтений устанавливается путем словесного опроса дети 3-4 лет часто дают неадекватные ответы из-за того, что затрудняются понять инструкцию взрослого или недостаточно осознают свои отношения со сверстниками. Позже Х.Маршали применил социометрический тест с картинками. Психологи, занимавшиеся детскими дошкольными группами в последующие годы, практически не интересовались внутригрупповым общением и совместной деятельностью детей, не анализировали факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в группе. Бытовавшая в западной психологии идея, что положение индивида в группе определяется его врожденными качествами, что иерархия, существующая в человеческом обществе, естественно оправдана, наиболее ярко проступает у Г. Томсана, проанализировавшего исследования по детским группам. Теоретические позиции буржуазных исследований, занимавшихся малыми группами дошкольников, в конечном счете привели к ликвидации общегрупповой проблематике. Объектом внимания стало взаимодействие детей в дет. садах, а из всех многочисленных вопросов социального поведения и взаимоотношение дошкольников на первый план выступили вопросы экономических конфликтов и агрессии. Существенный недостаток большинства подобных работ – тенденциозная бихвеористская или неофрейдистская интерпретация данных, а также невозможность экстраполировать имеющийся результаты на реальные дошкольные группы. В работах советских психологов 20-30-ых годах основной акцент был сделан на изучение дошкольной группы как зарождающегося коллектива. Е.А. Аркин, изучая группы дет. сада приходит к выводу, что в период зарождения коллектива наблюдается отсутствие притяжения между отдельными членами, порой равнодушие и безучастие отношения детей друг к другу.

[4]В 60-70 гг. на фоне бурного развития социальной психологии появился ряд исследований, где изучалась структура детских коллективов. Первые работы были проведены с детьми школьного возраста – материалы по дошкольникам привлекались лишь для выявления общей тенденции развития. Межличностные отношения А.В. Киричуком и Я. А. Коломинским изучались с помощью разных вариантов социометрической методики: вербального варианта (А.В. Киричук) и варианта «выбор в действии»( . А. Коломинский). Сравнительный анализ этих исследований показывает, что достоинство одних является углубленное изучение осознания внутри групповых отношений членами группы (аутосоциометрия), положительной стороной других – сочетания социометрической структуры детских коллективов с исследованием взаимодействия в микрогруппах, их составляющих.

Страницы: 1 2 3 4 5


Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6] , в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось послед ...

Причины отклоняющегося поведения. Биологические предпосылки поведенческих девиаций
Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия - та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития ...

Концепция интеллигентности.
Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера: · интеллигентность в вербальном и символическом плане; · инициативность, способность направлять активность, желания в но ...