Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния
Страница 1

Изучением запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния, занимались И. П. Павлов, О. Б. Вайнштейн, М. Монтель, П. Басинский, Е. Ю. Артемьева, Т. А. Акопян, С. Дубровская, А. И. Костяев, Е. Марунина, И. В. Саков и другие.

Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости человека и животных. Запах для большинства людей относительно слабо дифференцированное, интегральное ощущение, так как он определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов вомероназального органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы/

Влияние запахов на психофизическое состояние человека изучает наука аромакология, которая возникла в 80-х годах 20 века. Первопроходцем прикладной аромакологии считается американский психиатр Алан Хирш, который разработал эссенцию для распыления в магазинах, благодаря которой количество покупок в «опыленных» отделах выросло в разы.

Психологический аспект истории применения ароматических растений берёт начало в первобытной культуре, проходя сквозь столетия до наших дней. Развиваясь вместе с человеком, культура применения ароматов даёт обновлённое понимание роли растительного мира в жизни человека. Первые письменные упоминания об использовании благовоний в ритуальных целях относятся к государству Шумер, существовавшего на территории современного Ирака за 3000 лет до н.э. Уже тогда были известны свойства ароматических растений влиять на эмоции. Кроме воскуривания в Месопотамии начали применять ароматические составы для умащения тела во время церемоний.

Цивилизация Древнего Египта сохранила знания вавилонян и преумножила сведения об ароматических растениях и их влиянии на человека. Египетские жрецы не только проводили ритуалы, но и занимались целительством. Знания о целебных свойствах ароматов считались тайной и открывались только посвященным. Одним из рецептов, широко применявшимся для религиозных таинств, был «куфи». Он включал, в зависимости от цели, от 16 до 60 компонентов, среди основных компонентов были корица, можжевельник, ладан, мирра, роза. Греки расширили представление о лечебной роли растений. Гиппократ верил в пользу вдыхания целебных ароматов, ванн, массажа для здоровья и долголетия. Греческие атлеты перед соревнованиями для поднятия духа натирали тело благовонными маслами.

Римская цивилизация широко использовала благовония и воскуривания в обрядах поклонения своим многочисленным богам. Особо ценились свойства можжевельника, аромат которого считался приятным большинству божеств. Розмарину приписывали свойства стимулировать работу мозга, чьи веточки носили с собой студенты. Запах мяты также рекомендовали использовать для занятий, умственной деятельности. Лавровые венки торжественно возлагали на голову победителя. Считалось, что лавр позволяет почувствовать вкус победы, облагораживает человека.

Во время праздников, многочисленных пиршеств помимо благовоний разбрасывали лепестки роз. Это создавало особое настроение и позволяло ощутить в полной мере радость и блаженство.

Упоминания о роли ароматов мы находим в Библии: « .и обонял Господь приятное благоухание…» (книга Бытия). В начале эры христианства существовали специальные рецепты для священнодействий. Среди множества заповедей Моисей получил от Господа правила сооружения алтаря, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений (Исход): «Возьми ты себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сикелей и корицы благовонной половину того и тростника благовонного 250, и кассии 500… и масла оливкового гин. И сделай из этого миро для священного помазания…» Это масло использовалось для посвящения первосвященников, его лили на голову в таком количестве, что оно стекало на бороду.

Культура Индии особенно ценила свойства ароматических растений для психического состояния. Все индусские храмы строились из сандала, который, как считалось, даёт спокойное, медитативное состояние ума. Буддизм в качестве инструмента работы с сознанием применял многочисленные курения, которые всегда полагалось сочетать с медитацией. Этот ритуал дошёл до наших дней. Самым ценным ароматом, воздействующим на психику, считался сандал. Он давал состояние спокойствия, ясности ума, позволял сконцентрироваться на ощущениях, что необходимо во время проведения медитации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Карьерный рост или смена работы?
Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. (У. Чэннинг) Каждый сотрудник хоть раз в своей профессиональной жизни сталкивался с ситуацией, когда ему уже не интересно заниматься тем, чем он все время занимался. Ему кажется, то он уже "вырос" из своей должности и "созрел" для ...

Классификация групп
Для успешного руководства группами (воинскими коллективами) необходимо знать и четко различать какие бывают группы и как складываются отношения руководства в группах. Наиболее общая классификация может быть представлена в таком виде: · Большие и малые группы. · Высокоразвитые и слаборазвитые группы. · Формальные и неформальные групп ...

Кто может быть Вашим союзником?
Ни один человек не желает, чтобы его преемник преуспел. Все они порекомендуют тех кандидатов, которые, вероятнее всего, потерпят неудачу и тем самым сделают их собственные достижения еще более замечательными. (Харви Маккей) Можно выделить несколько типов союзников. Выберите себе тот тип, который подходит Вам больше всего: 1. "Оте ...