Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния
Страница 3

Самая старая классификация запахов принадлежит Карлу Линнею, предложившему в 1756 году разбить все запахи на 7 классов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные (падаль).

С тех пор неоднократно предлагались новые классификации, в которых количество групп запахов колебалось от 4 до 18, но ни одна из них не отвечает современным требованиям.

Одной из наиболее разработанных и наиболее употребляемых систем классификации является система Х. Цваардемакера, опубликовавшего её в первом варианте в 1895 году, а в окончательном виде – в 1914 году. Он делил все пахучие вещества на 9 классов. Некоторые виды делил на подклассы. Так, среди ароматических запахов он выделял: а) камфорные, б) пряные, в) анисовые, г) лимонные и д) миндальные. Среди бальзамических: а) цветочные, б) лилейные и в) ванильные. Классификация подвергается критике, но за неимением лучшей иногда используется.

Х. Хеннинг выделял 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (так называемая призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации Хеннинга.

В последнее время предложена классификация запахов Крокера и Хендерсона, в ней выделяются 4 основных запаха: ароматного, кислого, жжёного и каприлового (в переводе с латинского – «козлиного»). Согласно их теории любой запах рассматривается как смесь четырёх основных запахов в различных соотношениях. Для сложности запаха интенсивность каждого из основных обозначается цифрами от 0 до 8, то есть все запахи могут быть представлены четырёхзначными числами от 0001 до 8888. Сам Крокер констатировал, что «существуют сотни тысяч различных запахов».

Существует еще одна классификация запахов, предложенная Г. Лавреновой, которой пользуются современные парфюмеры, все произведения которых можно условно разделить на несколько групп в зависимости от входящих в них ингридиентов (их принято называть нотами). Первая группа – цветочные. Это самая многочисленная группа: в этих ароматах доминируют цветочные запахи, которые могут быть дополнены свежими, фруктовыми или зелеными нотами. Вторая группа – амбровые ароматы (восточные, ориентальные): теплые, сладковатые, насыщенные; в них сделан акцент на нотах амбры, мускуса, ванили, специй. Еще одна группа ароматов – фужерные (папоротниковые). К этому типу относится множество «мужских» ароматов со свежим, слегка горьковатым запахом. В их композицию входят ноты дубового мха, бергамота, кумарина. Четвертая группа в данной классификации – цитрусовые: бергамот, лимон, апельсин, мандарин. И, наконец, пятая группа запахов – шипровые. Их не много: они включают довольно «сухие» табачные, березовые ноты, пачули, сандаловое дерево.

Несмотря на огромные достижения в химии и физиологии, мы пока не обладаем научно обоснованной системой классификации запахов. По-видимому, чёткую классификацию запахов создадут лишь тогда, когда будет создана единая, научно обоснованная теория обоняния.

В настоящее время известно, что обонятельные функции несёт только участок слизистой, находящийся в области верхних носовых ходов и занимающий площадь примерно в пять квадратных сантиметров (по 2,5 см2 в каждом носовом ходу). Обонятельные клетки имеют форму веретена или бокала с двумя отростками – периферическим и центральным. Периферические доходят до поверхности слизистой оболочки носа и заканчиваются булавовидными утолщениями, на которых сидят несколько ресничек. У человека, как и у других высших животных, обонятельный эпителий покрыт тончайшей жировой плёнкой, так называемой «ольфактивной (обонятельной) мембраной». Булавовидные утолщения наружных отростков обонятельных клеток лежат либо на этой мембране, либо под ней. Благодаря подвижности шеек, на которых сидят обонятельные булавы, они способны подниматься на поверхность ольфактивной мембраны и вступать в контакт с пахучим веществом или же, погружаясь в глубь эпителия, освобождаться от контакта. Центральные отростки обонятельных клеток образуют тонкие нити, которые, проникая через «ситовидную пластинку» крыши полости носа, вступают в полость черепа. Эти волокна в отличие от прочих нервов не образуют единого ствола, а проходят в виде нескольких (до 20) тонких нитей через отверстия ситовидной пластинки. На нижней поверхности лобной доли головного мозга они сходятся, образуя утолщения – обонятельные луковицы, которые переходят сзади в обонятельный нерв, волокна которого вступают в вещество мозга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Этнопсихологический аспект в педагогике
Целостное описание этнической общности предполагает изучение особенностей ее системы воспитания как института передачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких сообществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исторически всего прочнее - ее этническое окружение. Этно ...

Диагностика эмоциональных комплексов у дошкольников после психокоррекции
III этап – контрольный. С целью проверки эффективности проводимой с коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возра ...

Этика психологической работы
1) Психологическая служба – это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные уч ...