Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния
Страница 6

Следующей проблемой было изучение формы семи рецепторных участков. Оно началось с исследования формы молекул различных пахучих веществ с помощью методов современной стереохимии. Оказывается, используя дифракцию рентгеновских лучей, инфракрасную спектроскопию, электронно-зондовый анализ и целый ряд других методов, можно построить трёхмерную модель молекулы. Когда таким образом были построены молекулы всех соединений, обладающих камфорным запахом, оказалось, что все они имеют примерно одинаковую округлую форму и диаметр, равный семи ангстремам. Это означало, что рецепторный участок для камфорных соединений должен иметь форму полукруглой чаши такого же диаметра. Подобным образом были построены и модели других «пахучих» молекул.

Выяснилось, что мускусный запах характерен для молекул дискообразной формы с диаметром около 10 ангстрем. Приятный цветочный запах вызывается молекулами дискообразной формы с гибким хвостом, как у воздушного змея. Прохладным мятным запахом обладают молекулы клинообразной формы. Эфирный запах обязан своим происхождением палочковидным молекулам. В каждом из этих случаев рецепторный участок на нервном окончании, по-видимому, имеет форму и величину, соответствующую форме и величине молекулы. Таким образом, теория обоняния Монкриффа – Эймура – стереохимическая теория получила наибольшее признание в настоящее время. Эймур синтезировал несколько молекул определённых форм, и все они обладали предсказанным запахом.

Возможно, предлагаемые масла, их смеси при лечении конкретных заболеваний укладываются в стереохимическую теорию обоняния и будут доказаны современными методами построения трехмерных моделей молекул, что позволит использовать ароматерапию ещё с большей эффективностью.

Из работ по физиологии обонятельной системы известно, что восприятие запахов зависит не только от собственных качеств одоранта, но и от состояния воспринимающего субъекта. На восприятие запахов влияют такие признаки, как пол, возраст, гормональный статус, физическое состояние организма, «курительные привычки», этническая принадлежность испытуемых и другие.

Относительно мало работ посвящено анализу зависимости восприятия запахов от состояния эмоциональной системы. Однако запах оказывает непосредственное влияние на настроение человека. Результаты исследований показали, что в сорока случаях из ста у тех людей, которым давали понюхать приятный аромат, улучшалось настроение — особенно если этот аромат пробуждал приятные воспоминания. Такие ассоциации с прошлым, вызванные запахами, известны как «феномен Пруста» — по имени Марселя Пруста, великого французского писателя - романиста, прославившегося своими воспоминаниями о событиях начала двадцатого столетия. В современных условиях феномен Пруста все чаще проявляется под воздействием фирменных запахов. В проводившихся ранее исследованиях респонденты в подавляющем большинстве (80% женщин и 90% мужчин) признавали тот факт, что у них есть яркие, связанные с запахами воспоминания, которые вызывают эмоциональную реакцию. Психологи Петер Аартс и Й. Стефан Эллинек занимаются изучением подсознательного воздействия запахов на чувства, суждения и поведение человека. Они называют этот феномен «имплицитной обонятельной памятью». Выводы этих психологов подтверждают предположение о том, что аромат — это тот фактор, который руководит действиями потребителя в момент выбора, покупки или использования товара.

В механизмах формирования эмоций и консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную, участвует гиппокамп. Исследователи высказали предположение, что эта часть мозга активизируется и становится более чувствительной во время сна, а под воздействием ароматов воспоминания оживляются, преобразуя память в долговременную. Но, как было отмечено, так как люди быстро привыкают к ароматам, необходимо применять эту систему улучшения памяти только при необходимости. Один запах или звук способны пробудить в нашей памяти целые сцены из прошлого. Британская группа нейрологов нашла этому объяснение. По их словам, ключом к этому процессу является то, что воспоминания, связанные с тем или иным событием, разбросаны по разным чувственным центрам мозга, но соединяются в определенном порядке гиппокампусом. Если одно из ощущений пробуждает воспоминание, задействуются и другие связанные воспоминания. Это объясняет, почему любимая музыка или знакомый запах духов способны вызывать подробные картины из казалось бы забытого прошлого, утверждает Джей Готфрид.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда
С развитием производства и общества изменяются и представления предпринимателей и ученых о человеке-деятеле в трудовых процессах, в частности, и социальном управлении активностью человека в целом. Социальные стереотипы менеджмента, характерные для разных стадий развития общества, одним из первых выделил Д. Мак-Грегор (теории «X» и «К») ...

Стадии развития и фазы урегулирования конфликта.
В конфликте, чаще всего, сначала возникает латентный период, когда стороны осознают наличие противоречий в целях. Затем складываются конфликтные отношения, характеризующиеся возрастанием напряженности. После чего развивается собственно конфликт (или конфликт в узком смысле этого слова), в ходе которого его участники пытаются оказать дав ...

Приложения
Приложение 1 "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор (вариант Норакидзе) 1. Я могу долго работать не уставая. 2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет. 3. Обычно руки и ноги у меня теплые. 4. У меня редко болит голова. 5. Я уверен в своих силах. 6. Ожидание меня нервирует. ...