Введение
Страница 1

В 90-е годы ХХ века организованные потоки трудовых мигрантов сменились на стихийное движение вынужденных переселенцев и беженцев из стран – бывших республик СССР, с мест локальных конфликтов на территории России. Достаточно неблагоприятная демографическая ситуация в РФ, кроме перераспределения рабочей силы и увеличением доли пенсионеров и нетрудоспособных граждан, усугубляется падением рождаемости, оттоком квалифицированной рабочей силы. Важнейшими проблемами на сегодня являются миграция и проблемы русского и русскоязычного населения в новых независимых государствах.

За последние годы резко возросло количество вынужденных переселенцев в Россию из стран Ближнего Зарубежья. Кроме того, наблюдается перераспределение трудоспособного населения и отток населения из районов Крайнего Севера в центральные и южные районы, более благоприятные для жизнедеятельности. Центральная Россия оказалась весьма привлекательной из-за своей политической стабильности и достаточно большого экономического потенциала привлекательной для мигрантов. Психологическая адаптация мигрантов и членов их семей – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются мигранты.

Проблемой психологической адаптации мигрантов и членов их семей в России стали заниматься сравнительно недавно. Разработки по проблеме адаптации вынужденных переселенцев принадлежат Н.С. Фрейнкман-Хрусталева (38), А.И. Новиков, Т.Г. Стефаненко (33, 34), В.В. Гриценко, Л.Е. Ананьина, Л.Л. Москалев, С.Г. Климова и др.

Наиболее актуальны проблемы социальной адаптации, связанные с незнанием прав и обязанностей, трудностями привыкания к новым климатическим, экономическим, культурным условиям. Наличествует языковой барьер, который в более короткие сроки преодолевается детьми и мужчинами. Особое беспокойство вынужденных мигрантов вызывает отсутствие благоустроенного постоянного жилья и работы со стабильно выплачиваемой заработной платой. Прибывшие из районов социальной напряженности, испытывают страх перед неопределенностью и нуждаются в социально-психологической помощи. Проблемы адаптации к новым условиям в первую очередь затрагивают детей вынужденных переселенцев, причем если взрослые люди, несмотря на проблемы, могут осознать необходимость перемен и примириться с этим, то психика детей не выдерживает напора травмирующих ситуаций и напряженной обстановки в целом.

Международные документы о правах человека требуют создания условия для жизнедеятельности мигрантов, обеспечивающих их достойное существование. Законы РФ "О беженцах", "О гражданстве Российской Федерации", федеральная программа "Дети России", Законы о мигрантах, утвержденные Законодательным Собранием Калужской области позволяют прошедшим регистрацию и ставшим на учет вынужденным переселенцам получить единовременные пособия, пенсии, материальную помощь по оплате проезда и провоза багажа, а со временем, жилья и работы. Наблюдение показало, что создание даже минимальных социальных условий для переселенцев, позволяет пройти период социальной адаптации успешно. Согласно статистическим данным ФМС от 31.03. 2001г. № 719 среди Центральных регионов РФ Калужская область входит в число лидирующих по приему вынужденных переселенцев. Так, за 1999г. в Калужской области зарегистрировано 1459 человек (больше, чем в других областях Центральной России), а на 01.01. 2001г. на территории Калужской области было официально зарегистрировано 13 234 человека. Реальное количество вынужденных переселенцев, проживающих в Калужской области, значительно превышает указанное количество. В республиках, откуда приехали семьи, как правило, была социально и психологически напряженная обстановка (например, национальное противостояние), во многих районах шли военные действия.

Посттравматический стресс провоцирует нервозную атмосферу в семьях. Учитывая то, что ребенку приходится реально адаптироваться к новым экономико-социальным условиям (школа, город, отношения), ребенок оказывается окружен проблемами, непониманием: так, прибыв в Россию, многие дети с трудом адаптируются в среде сверстников, замыкаются в себе. К тому же, отсутствие у подавляющего большинства семей мигрантов элементарных социально-бытовых условий (регистрации, постоянного жилья, работы) самым негативным образом сказывается на психологическом климате в семье, и особенно на психологическом состоянии ребенка. Из-за наличия существенных различий в школьных программах России и стран СНГ у детей беженцев и вынужденных переселенцев растет неуспеваемость, снижается самооценка, нарастает психическое напряжение, приводя к ухудшению психического и физического здоровья.

Страницы: 1 2


Результаты проведенного эксперимента. Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)
Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их семьи. Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье и выявить причины детской школьной тревожности. Задачи: 1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, ...

Актуальность и место юридической психологии
Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей и вообще в связи с проблемами судопроизводства, поэтому в начале этого столетия стали именоваться «судебной психологией». Только в 60-х гг. профессором А.Р. Ратиновым было предложено новое название «юридическая психология», официально ...

Конфликт и его влияние на социально – психологический климат в коллективе
Конфликты – неотъемлемая составляющая часть функционирования любой организации. Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии и, соответственно, на социально – психологическом кли ...