Объект исследования - процесс адаптации детей беженцев и вынужденных переселенцев к новым социокультурным условиям.
Предмет исследования: проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом при адаптации к новым социокультурным условиям.
Целью нашего исследования является изучение особенностей адаптации детей вынужденных переселенцев к новым социокультурным условиям, с учетом личностных особенностей детей мигрантов, влияющих на процесс их адаптации.
Задачи исследования:
На основе анализа профильной литературы выявление проблем, возникающих в случае перемены этнической общности, а также культуральных особенностей смены базового этноса у вынужденных переселенцев;
Выяснение особенностей проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев;
Изучение психологических аспектов проблемы адаптации детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран Ближнего Зарубежья;
Анализ значения самосознания для процесса успешной адаптации детей мигрантов;
Сравнительное исследование личностных характеристик детей мигрантов и детей местных жителей;
Сравнительное исследование личностных характеристик (Я-концепции) у детей мигрантов и детей местных жителей;
Составление и реализация программы социально-психологической помощи детям беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом.
Гипотеза:
У детей – выходцев из семей беженцев и вынужденных переселенцев Я-концепция характеризуется меньшей сформированностью и имеет аутодеструктивную направленность, поэтому предполагается наличие значимых различий по следующим показателям личностного развития: дифференциация самосознания; идеологические установки личности; самооценка; направленность на дело, на общение и на себя, общая направленность личности; мотивация достижения; мотивация одобрения.
В исследовании используются следующие методы: метод наблюдения, метод тестов, методы статистической обработки данных.
Испытуемые: дети вынужденных переселенцев из стран Ближнего Зарубежья (20 человек) и дети коренных калужан (20 человек) в возрасте от 9 до 13 лет.
Зигмунд Фрейд
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, и процесс развития личности, есть пр ...
Русскость и русская ментальность
Россию (впоследствии - СССР) всегда отличала от стран Запада неравномерность исторического развития, "рваный ритм". История России примечательна, прежде всего, тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности при своей чрезвычайной дороговизне, в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впр ...
Анализ информационных связей и симплекс-модели
Для оценки возможностей рассмотренного выше подхода, результаты его применения далее сопоставляются с аналогичными данными, полученными с помощью традиционного, крнфирматорного (или проверочного) факторного анализа. Конфирматорный факторный анализ обеспечил выявление факторов, определяющих структуру общего интеллекта, и исследование дин ...