Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, вовсе не всегда являются центральными, т.к для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни – работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени. Тем не менее, не следует игнорировать и психологические проблемы, связанные с групповым членством.
Нередко подобные проблемы возникают уже в детстве, в процессе формирования этнической идентичности, причем чаще всего с ними сталкиваются члены групп меньшинств. Группа меньшинства – не обязательно меньшая по численности группа. Это – низкостатусная группа, члены которой по своим физическим или культурным особенностям отличаются от других членов общества и подвергаются дискриминации (29, с.28). На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужих группах, так и этническое самоназвание. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой (Беларусь), высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: "Люди там живут по-другому, не так как мы". Разные понятия – житель города, гражданин республики, член этнической общности – оказались для них равнозначными, и только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. Подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (Романова О.Л., 1994). Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках, но дети пытаются и оценивать этнические группы. Так, различия в степени выраженности этнической идентичности обнаружены у детей, живущих в разных гетерогенных средах. Когда этот показатель сравнивался у русских в Беларуси и Казахстане, то выяснилось, что этническая идентичность сильнее выражена у тех, кто живет в культурной среде, значительно отличающейся от собственной (в Казахстане). А для детей, живущих в Беларуси, культура народа которой близка к русской, осознание этнической идентичности не является жизненно важной проблемой (25, с.64).
Точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит – группе большинства или группе меньшинства. В процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате каждый новый член общества оказывается приписан к тому или иному этносу. Несмотря на это "приписывание" не обязательно оказывается пожизненным: при переселении в другое государство или республику ребенок попадает в новые социокультурные условия, и в зависимости от внешних обстоятельств, отношений, установок, этническая принадлежность, как и самосознание может меняться. Процесс такого изменения обычно бывает затруднен с психологической точки зрения. Отвергать этнос, в котором оказывается ребенок – значит этнос отвергнет его. Причислить себя к "новому" этносу – значит изменять себя изнутри, ломать стереотипы и этническую идентичность. На такой выбор способна только зрелая личность, в случае же ребенка, ему многое помогают осознать родители, которые в данном вопросе играют практически главную роль. В случае неблагоприятного межгруппового сравнения индивид может выбрать и стратегию индивидуальной мобильности, которая состоит в попытке сменить группу. Имеется в виду именно осознанная смена группы, приводящая к формированию измененной, а не ложной идентичности, которая выявлена у маленьких детей с еще не сформировавшейся этнической идентичностью, воспринимающих себя в качестве членов доминантной группы.
Что касается малых групп, то при неадекватном неблагоприятном оценивании собственной группы, как правило, существует объективная возможность перехода в другую группу. Более сложная проблема при негативном восприятии собственной большой группы: социального слоя, пола, расы, то есть групп с низким или нулевым уровнем межгрупповой мобильности. Во все времена отдельные представители социальных низов выбивались наверх благодаря таланту, усилиям, удаче. Одни общества и эпохи способствуют индивидуальной мобильности больше, другие – меньше.
При рассмотрении этноса как биосоциального организма, можно говорить, что этничность есть неизменное наследуемое качество, и никто не может выбирать этническую группу, к которой хотел бы принадлежать. Однако в наше время редко кто из исследователей придерживается столь крайней точки зрения и определяет этническую принадлежность по "крови". Большинство ученых согласны с тем, что она представляет собой скорее приписываемое (обществом), чем наследуемое качество, и рассматривают этнос как своего рода связующее звено между двумя типами групп: принадлежность к которым практически невозможно изменить и которые человек выбирает себе сам.
Исследование по определению общей направленности личности
Исходя из освещаемых эмпирических задач данного исследования, следующим нашим шагом стала диагностика по определению направленности личности, для этих целей мы использовали разработанную методику Б. Басса. В ходе диагностики мы получили данные, которые наглядно представлены в таблице 6 и на рисунке 13, индивидуальные показатели изображе ...
Роль игры в развитии словесно – логической памяти
Проблема памяти (наряду с проблемами мотивации и мышления) является одной из центральных в воспитании и обучении. Память выступает в учебной деятельности школьника и как результат процесса усвоения материала (который прорабатывается для того, чтобы быть запомненным), и как условие для последующей мыслительной проработки новых сведений ( ...
Психологические основы успешного предпринимательства
в России и за рубежом. Обзор
научных разработок в психологии поведения
Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив подавляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведение», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой ...








