Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства
Страница 2

Психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства

В нашей стране понимание этничности как приписываемого качества часто встречает отторжение на уровне обыденного сознания. Так, в этносоциологическом исследовании, проведенном в 1995 г., 48,6% опрошенных россиян продемонстрировали сакральное, по терминологии Э. Дюркгейма, понимание национальной принадлежности – национальность дана человеку от природы или от бога и менять ее нельзя. И только 9,7% придерживались мнения, что человек вправе делать сознательный выбор национальности (24, 28-33). Во многом эти результаты есть последствие того, что отечественная паспортная система "приковывает" человека к этносу, определяя его этническую принадлежность по кровному родству. В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя с двумя группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе. У них "национальность для себя" может обозначаться не одним словом, а описательно: "ближе к русской национальности", "скорее между русскими и украинцами".

Исследователи, полагающие, что индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений этнической идентичности (см. рис.1). Она включает 4 типа этнической идентичности, при которых связи с двумя группами могут осуществляться относительно независимо друг от друга.

Высокий уровень идентификации со своей этнической группой

А Б

В Г

Высокий уровень идентификации с чужой этнической группой

Рис.1. Модель двух измерений этнической идентичности: (А – моноэтническая идентичность со своей этнической группой; Б – биэтническая идентичность; В – моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; Г – маргинальная этническая идентичность).

Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности, она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и т.п. На основе результатов многочисленных исследований можно считать, что "формирование этнической идентичности по типу "нормы" (позитивная этническая идентичность) предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам" (32, с.332).

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и т.д. статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, то есть принятие ее традиций, ценностей, норм, языка и т.п., вплоть до (при условии принятия индивида группой) полного растворения в ней. Так, приоритетное положение русского языка в Казахстане в советский период привело к значительному снижению значимости собственного языка, как жизнеспособного средства коммуникации и к языковой ассимиляции части казахов, прежде всего горожан. По результатам репрезентативного социологического исследования, проведенного в уже независимом Казахстане, в середине90-х гг.74,5% казахов свободно владеет русским языком и только 71% - казахским.

Сильная, хотя и разного уровня интенсивности, идентификация с двумя группами приводит к формирования биэтнической идентичности. Имеющие такую идентичность люди обладают психологическими особенностями обоих групп, осознают свое сходство с ними и обладают бикультурной компетентностью. Кроме перечисленных вариантов этнической идентичности, возможен и еще один – это слабая, четко не выраженная этническая идентичность или даже ее полное отсутствие, по крайней мере, на осознаваемом уровне. Но вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей – этнической идентичности – грозит, с одной стороны потерей целостности Я-образа, а с другой – потерей связи с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом.

Страницы: 1 2 3


Неверные стереотипы и низкая самооценка
Деньги потерять - ничего не потерять, время потерять - много потерять, энергию потерять - все потерять. (Альфред де Виньи) Любое задание можно выполнить, приложив максимум или минимум усилий. Есть разные стратегии, которые лишают сил и энергии, но при этом не приводят к желаемым результатам. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся стра ...

Готовность к выполнению функций руководителя
Предприниматель, открывающий предприятие в сфере малого бизнеса, должен быть готов к тому, что ему придется в той или иной форме выполнять функции руководителя по отношению к его сотрудникам, даже если их не более двух-трех человек, и все они – близкие родственники. Может показаться, что совместная работа с членами семьи избавит от необ ...

Вывод
Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, -во много зависит от атмосферы, царящей ...