Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации
Страница 2

Психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации

Г. Триандис отмечает, что для жизни в чужой культуре лучше всего подходит профессионально компетентный, имеющий высокую самооценку, общительный индивид экстравертного типа; человек, в системе ценностей которого большое место занимают общечеловеческие ценности, открытый для самых разных взглядов, интересующийся окружающими, а при урегулировании конфликтов выбирающий стратегию сотрудничества.

2. Обстоятельства жизненного опыта индивида. Немаловажное значение имеет готовность мигрантов к переменам. Одним из важнейших факторов, благоприятно влияющих на процесс адаптации, является установление дружественного отношения с местными жителями. Среди влияющих на адаптацию групповых факторов необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур: 1. Степень сходства или различия между культурами. 2. Объективная культурная дистанция; 3. Наличие или отсутствие конфликтов – войн, геноцида и т.п. – в истории соотношение между двумя народами; 4. Степень знакомства с особенностями культуры страны пребывания и компетентности в чужом языке. Так, человек, с которым мы можем свободно общаться, воспринимается как более похожий на нас; 5. Равенство или неравенство статусов и наличие или отсутствие общих целей при межкультурных контактах.

Естественно, что процесс адаптации будет менее успешным, если культуры воспринимаются как менее сходные, чем они есть на самом деле. Но сложности при адаптации могут возникнуть и в противоположном случае: человек оказывается в полном замешательстве, если новая культура кажется ему очень похожей на свою, но его поведение выглядит странным в глазах местных жителей. Особенности страны пребывания, прежде всего, способ, которым "хозяева" оказывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию.

Характеристика мигрантов и взаимодействующих культур оказывают взаимосвязанное влияние на адаптацию. Например, индивиды с готовностью к переменам, оказавшись в мультикультурном обществе, будут чаще контактировать с местными жителями, и, следовательно окажутся в меньшей степени подвержены культурному шоку. Как свидетельствуют статистические данные, в миграционном потоке, направляющемся в Россию из стран ближнего зарубежья, наибольшую долю составляют представители славянских национальностей, преимущественно русские (от 70% до 90% в разных районах). Данное обстоятельство, на первый взгляд, является благоприятным фактором для "вживаемости" их в среду русского населения, этнически однородного на территории Российской Федерации. Однако, специфика миграционных процессов из постсоветских государств состоит в том, что среди мигрантов преобладают люди, жившие на прежнем месте длительное время, часто с рождения или с детства. Следовательно, за принадлежностью к русской национальности может скрываться несоответствие между ожиданиями и реальными проявлениями этнических, культурных, а иногда и религиозных черт в поведении, что в свою очередь может выразиться в нежелательных социальных действиях, особенно в местах массового вселения мигрантов. Так, несмотря на принадлежность к общему материнскому этносу – русскому, между русскими, а это и вынужденные мигранты из постсоветских государств, и коренные жители принимающей территории – все же существует определенная социокультурная дистанция. Под социокультурной дистанцией понимается субъективный феномен удаления от других из-за истинного или мнимого различия в образе жизни, системе ценностей и установок, взглядов и оценок и т.п.

Страницы: 1 2 3


Предупреждение конфликтов как тактика современного менеджмента
Конечно, при выработке свода правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-психологического характера. Следует также активно использовать организационно-управленческие методы, опираясь при этом на значительные достижения ученых и практиков всего мира в области современного менед ...

Сензитивный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников; б) в отдельных ситуациях правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое разреше ...

Эмпирическое исследование содержания и динамики конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст и условия учения в школе
Для разрешения задач развития или достижения «назначений возраста» необходимым условием является организация «встреч» потребностей возраста с тем содержанием, которое предлагает школьная ситуация и которое обеспечивает удовлетворение этих потребностей и развитие соответствующих новообразований. Сама «встреча» обусловлена с одной сторон ...