Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации
Страница 1

Психология » Проявление личностных особенностей детей беженцев и вынужденных переселенцев в совладании с акультурационным стрессом » Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации

В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем успешность такой адаптации зависит от многих факторов. Выделяют несколько видов миграций (29, 57-59): Переселенцы – покидают родину навсегда; визитеры (дипломаты, шпионы, деловые люди и студенты) длительное время живут в чужой стране (туристы, участники научных конференций и т.п.) приезжают в незнакомое место на непродолжительный срок. Переселенцы нами рассматриваются как вид мигрантов.

Установление непосредственных контактов между представителями разных стран и народов часто приводит к негативным последствиям и отношениям между ними: все мигранты в той или иной мере сталкиваются с трудностями при взаимодействии с местными жителями, поведение которых они не способны предсказать, а обычаи страны пребывания кажутся им странными, как и сами люди. При рассмотрении проблем взаимоотношения переселенцев с коренным населением необходимо учитывать следующие факторы, от которых зависит благоприятность взаимодействия представителей разных культур и этносов: а) территория, которая может быть общей или "своей" лишь для одной из групп; б) продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковременное); в) цель (совместная деятельность, совместное проживание, учеба, досуг); г) тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюдения); д) частота и глубина контактов; е) относительное равенство статуса и прав; ж) численное соотношение (большинство – меньшинство); з) явные различительные признаки (язык, религия, раса).

Кроме того, даже при самых благоприятных условиях контактах (постоянное взаимодействие, совместная деятельность, частые и глубокие контакты, относительно равный статус, отсутствие явных различительных признаков) у переселенца могут возникнуть сложности и напряженность при общении с представителями страны пребывания. Поэтому необходимо рассматривать процесс межкультурной адаптации (сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия с новой культурной средой, а так же результат этого процесса). Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы.

Успешное приспособление обычно определяется как ощущение гармонии с ближайшим окружением, а так же чувство удовлетворенности, психологического благополучия и душевного здоровья. Для характеристики аккультурационных изменений вводится понятие "культурный шок" (термин был введен американским антропологом К. Обергом, который исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами – потери друзей и статуса, отверженности, удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами, а так же путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности). Степень культурного шока и продолжительности межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые подразделяются на индивидуальные и групповые.

К факторам первого типа относятся:

1. Индивидуальные характеристики – демографические и личностные (прежде всего, возраст). Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, для школьников же этот процесс оказывается мучительным, так как в классе они должны во всем походить на своих одноклассников – внешним видом, манерами, языком и даже мыслями. Очень тяжелым испытанием оказывается изменения культурного окружения для пожилых людей: по мнению психологов, многие пожилые эмигранты совершенно не способны адаптироваться в инокультурной среде (38). Результаты некоторых исследований свидетельствуют, что женщины имеют больше проблем в процессе адаптации, чем мужчины.

Страницы: 1 2 3


Развитие познавательных процессов в младенческом возрасте
Общая характеристика развития ребенка от одного года до трех лет.Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная пред ...

Теоретические аспекты изучения особенностей восприятия сказки дошкольниками
Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста[3]. Выразительное чтение вслух способс ...

Содержание и структура ценностных ориентаций
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем ...