Теоретические аспекты исследования взаимодействия студентов со своим окружением. Студенческая группа
Страница 3

Психология » Взаимодействие студентов со своим окружением » Теоретические аспекты исследования взаимодействия студентов со своим окружением. Студенческая группа

В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.

Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать [24, c. 93].

Психологи рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний [42, c. 24].

Студенческую группу не следует представлять как однородную массу. Она делится на отдельные группировки, которые можно рассматривать в различных системах координат. Важна не сама дифференциация, а структура складывающихся и развивающихся связей, создающих целостную атмосферу межличностных отношений.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенческой группы. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студентов, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студентов более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре, в частности увеличивается количество женщин [37, c. 67].

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенты связаны общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций [4, c. 237].

Студенты не занимают самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования [10, c. 32].

Страницы: 1 2 3 4 5


Нейрофизиологические основы черт и типов
Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначени ...

Равенство женщин: иллюзия или реальность
Природное неравенство людей делает невозможным равенство их имущества. (Поль Анри Гольбах) Если мы посмотрим, что происходит ежедневно в различных организациях, то увидим, что конкуренция является не только соревнованием за первое место в иерархии или на служебной лестнице, но и игра, в которую женщины вкладывают больше сил, чем следов ...

Экспериментальное исследование влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Задачи, методы и организация исследования
В данной работе нами поставлена цель – определить существует ли связь между стилями поведения школьного коллектива и составляющими социально-психологического климата. Мы исходим из предположения о том, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического стату ...