Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость – это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирование характера личности.
Для формирования личности не малую роль играет взаимодействие людей с окружающими.
Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "Я — Он", "Мы — Они", координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе [22, c. 253].
Решающим условием осуществления всякой совместной деятельности и ее главной отличительной чертой является своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, т. е. кооперация. Процессы кооперации — основание всех других процессов развития деятельности, ведущий механизм ее воспроизводства. Будучи механизмом воспроизводства совместной деятельности, кооперация выступает тем самым и как центральный фактор производства и воспроизводства самой группы как ее совокупного субъекта. "Путь к пониманию системы межличностных взаимоотношений, — подчеркивает А. В. Петровский, — идет . через анализ содержательной деятельности группы. Через групповое взаимодействие к межличностным взаимоотношениям, чтобы, поняв эти взаимоотношения, сделать прогнозируемыми и общегрупповую деятельность, и межличностное взаимодействие в любых условиях ." [35, с.67].
Закономерно предположить, что структура кооперативного взаимодействия индивидов, обусловленная содержательными характеристиками цели совместной деятельности, может оказывать существенное влияние на процессы взаимодействия в группе. Как именно проявляется это влияние в содержании тех признаков, которые приписываются человеком коллегам и самому себе? Какова его роль на разных этапах развития совместной деятельности? Попыткой ответить на эти вопросы было продиктовано предпринятое эмпирическое исследование, выполненное в рамках подхода к анализу социального восприятия, разрабатываемого на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ под руководством проф. Г. М. Андреевой. В качестве гипотез выступили следующие предположения.
“Телефон”
Цель упражнения: развитие способности к пониманию невербальных сигналов; знакомство с особенностями невербальных сигналов различных культур.
Инструкция: Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.
«Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При э ...
"Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; знакомство с протеканием конфликтов в различных культурах, способами их разрешения.
Инструкция: ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты. Объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основ ...
Образ будущей профессии у
студентов вуза.
Обучение должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Многие исследователи едины в утверждении, что обучение в вузе должно иметь целостный характер, но ...