В данной главе мы провели эмпирические исследования на основе двух методик: методика диагностики направленности личности в общении и методики диагностики межличностного общения в группе.
Результаты исследования показывают как меняется направленность личности с течением обучения в ВУЗе.
На первом и втором курсе студенты ориентированы на манипулятивную направленность, ориентированы на использование партнера и всего общения в собственных целях для получения разного рода выгоды.
На третьем курсе студенты уже ориентируются на альтероцентристскую направленность, то есть добровольная "центрация" на партнере, ориентируются на его цели, потребности, чувства, бескорыстно готовы жертвовать своими собственными интересами.
Студенты четвертого курса ориентируются на авторитарную направленность, то есть ориентируются на доминирование в общении. Такая направленность сопряжена с коммуникативной агрессивностью, отсутствием уважения к чужой точке зрения.
Пятикурсники выбрали индифферентную и манипулятивную направленности. Они ориентированы на решение сугубо деловых вопросов, стремятся понять собеседника, чтобы получить нужную информацию, ориентированы прежде всего на себя и своих интересов.
Также можно сделать следующие выводы по особенностям межличностного поведения студентов в группе:
На протяжении всего учебного процесса студенты поддерживают тенденцию "общительность", проявляя активно направленными на установление контактов, близких эмоциональных отношений с членами группы, в стремлении оказать поддержку окружающим.
Поддерживаю тенденцию "независимость" студенты ведут себя в группе уверенно, стремятся к лидерству или же высоко требовательны к окружающим, скептично относятся к групповым нормам и ценностям.
Студенты четвертого курса еще выделяют тенденцию "борьба", стараются активно участвовать в групповой жизни, в принятии решений, добиваются своих целей.
Все эти результаты показывают, что в процессе обучения очень сильно меняются направленности личности и основные тенденции межличностного поведения студента в группе. Меняются отношения в группе, формы общения и поведения с членами группы.
На первом и втором курсе студенты очень общительны, но их общение сводится к выгодному сотрудничеству. При этом сам студент остается "закрытым", скрывает свои истинные цели и чувства.
Адаптировавшись к новым правилам, к новому коллективу третьекурсники готовы активно задействовать свои силы во благо коллектива, даже поступившись своими интересами и благополучием.
К четвертому курсу студенты приобретают свою точку зрения, свою твердую позицию, с которыми должны безоговорочно соглашаться другие. Стараются всячески проявить себя, противопоставить лидеру или самому стать лидером.
Заканчивая вуз студенты-пятикурсники стараются приобрести новые знакомства, для выгодного сотрудничества, решения своих вопросов. На данном этапе главная их цель – найти свое место во взрослой жизни.
«Что означают
цвета»
Умение выражать свое состояние с помощью цвета ...
Исследования социально-психологического типа личности подростка. Этапы,
методы и методики исследования
На первом этапе — изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература, методическая литература для исследования проблемы, определялись методологические основы и понятийный аппарат по проблеме исследования, проводилась психологическая диагностика социального типа личности подростка, определялась динамика развития, выявлялись ...
Выводы
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного ...