Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Страница 3

Психология » Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста » Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста

К фундаментальным эмоциям относятся следующие:

1. Интерес-волнение – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способствует развитию эмоциональных межличностных отношений.

2. Радость – максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.

3. Удивление появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Горе-страдание – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.

5. Гнев. При гневе кровь «кипит», лицо начинает гореть, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе.

6. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и иначе субъективно переживается. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.

7. Презрение. Часто желание чувствовать свое превосходство в каком-то отношении может вести к некоторой степени презрения. Эта эмоция «холодная», ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, «хладнокровное убийство». В современной жизни эта эмоция не имеет какой-либо полезной или продуктивной функции.

8. Страх, должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождает неуверенность и дурные предчувствия. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.

9. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основой конформности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.

10. Вина часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуации, в которых субъект чувствует личную ответственность.

Эмоции различаются и по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые настроения.

Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. Так в жизни каждого человека бывают моменты, когда он одновременно переживает несколько эмоций, одна эмоция побуждает его делать одно, а другая диктует ему нечто противоположное. При этом человек испытывает то, что обычно называют чувствами. В действительности это эмоциональные комплексы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологические характеристики успешного предпринимателя. Психологические качества предпринимателя
Важная задача психологии — дать описание личности предпринимателя — его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколь­ко он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях раз­вития экономики. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлека ...

Этнические ценности
В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе. Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и ...

Карьера в жизни женщины. Психологический портрет деловой женщины
Бизнес-леди - это чаще всего женщина 32-37 лет, обладающая высоким интеллектом, знающая языки, целеустремленная, умеющая добиваться своего. Она ценит свою работу как средство доказать всем свою незаурядность, в отличие от прочих женщин, чья цель - кухня, дети, платья . Личная жизнь такой дамы чаще всего складывается не очень счастливо. ...