Эмоциональный комплекс
- эмоции разной направленности, придающие мотивационную окраску сигналам внешней среды, которые активизируются одновременно [13].
Человек, в силу своей биологической природы, и в силу сложной организации персептивных и когнитивных процессов, а также из-за неоднозначности той стимуляции, которую он получает от окружающей среды и себе подобных, редко отвечает на воздействие простой и однозначной эмоцией. Скорее наоборот – происходящие события и восприятие их человеком побуждает сложный комплекс эмоций. Ситуации заставляющие человека злиться, могут также вызывать у него отвращение, а иногда и презрение. В угрожающей ситуации человек может сначала испугаться, затем разозлиться, а затем вновь испытать страх. Он также может злиться на себя, когда чувствует себя в чем-то виноватым. Если у человека депрессия, то печаль – далеко не единственная эмоция, которую он переживает, она может переплетаться с враждебностью по отношению к себе, со страхом и чувством стыда [13].
Знание особенностей каждой эмоции дает одно несомненное преимущество – оно позволяет уловить те моменты, когда мы испытываем две или несколько эмоций одновременно или их стремительную смену. А это очень важно, если люди хотят лучше понимать себя, разбираться в том, что ими движет, ибо в переломные моменты жизни человек переживает не одну, а несколько эмоций.
К основным эмоциональным чертам человека относятся следующие:
1. Тревожностьпредставляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение. Состояние тревоги (тревога, тревожность) - особое эмоциональное состояние психической напряжённости человека, возникающее в результате предчуствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека для того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации. Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по различным поводам. Состояние тревожности нередко бывает связано с другими эмоциями, психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической напряжённости (стресс) и с некоторыми другими.
2. Депрессия
– комплекс эмоций, включающих горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе (внутренне направленная враждебность) и к другим (внешне направленная враждебность). В депрессию включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся часто побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.
3. Любовь
занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый – особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.
Насколько вы социально чувствительны?
У каждого из нас есть какой-то знакомый, который отличается чрезвычайной чувствительностью, — раздражительный человек, который очень переживает из-за того, как окружающие отреагируют на его/ее поступки. Крайне чувствительные люди на самом деле очень беспокоятся из-за того, что о них скажут или подумают другие. Поэтому, находясь в компан ...
Разве власть деформирует личность женщины?
Если руководитель показывает подчиненному, что он раздражен и не может контролировать свои эмоции, значит ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми. (Мишель Фадулъ)
Вступив в должность руководителя, женщина пытается приспособиться к новым условиям. Она хотела бы соответствовать, с одной стороны, требованиям, а с другой ...
Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной
школы.
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 10.
Таблица 10 - Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни
Испытуемые
кол-во
%
низкий уровень
4
40
средний уровень
5
50
высокий уровень
1
10 ...








