Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека.
Я выбрала для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений с окружающими людьми и изменяется отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.
Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в юношеском возрасте.
В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя юность ), другая - на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути ( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности. самовоспитание старшеклассник самооценка
Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психологического понятия возраста как качественной характеристики психики человека, которая отличается от житейского представления о возрасте как о количестве прожитых лет. Некоторые дети вступают в подростковый период начиная с IV, даже с III класса, другие - позже – с V класса. Переход в следующий возрастной период – ранняя юность – у некоторых детей начинается уже в VII классе, другие остаются подростками вплоть до IX – XI класса.
Далее, раскрывая психологические особенности подросткового возраста полезно конкретизировать понятие личности, которое изучается в курсах общей психологии и педагогики. На формирование личности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические – апосредованное. Социальными факторами психологического развития являются : переход в среднюю школу и связанные с ним изменения учебной деятельности, общения школьников и учителей; происходит изменение положения ребёнка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение более сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.
К биологическим факторам относятся: начало полового созревания, а также связанные с ним бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Неправильно объяснить поведение детей в этом возрасте только началом полового созревания. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм и т.д. появляются не из–за самого по себе полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка: его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми и т.д. . Преобразуя последние, можно воздействовать на поведение подростка.
Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...
Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте
Ранний возраст — это период онтогенеза, когда у детей пробуждается забота о других, в поведении малышей появляются просоциальные формы поведения, связанные с их желанием помочь, принять участие в чужой беде. При обращении к проблеме морального развития возникают вопросы: когда в онтогенезе мы впервые можем говорить о ребенке как о субъе ...
Психологическое просвещение
1) Психологическое просвещение – это важное направление деятельности практического психолога, представляющее собой совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. (Марцинковская Т.Д.)
Психологическое просвещение – это раздел профилакт ...