Введение
Страница 6

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки. Исходя из этого И.С.Кону, по моему мнению, наиболее доступно и правильно удалось описать и рассказать о развитии самосознания и образа «Я» у юношества. «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?».

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?»

Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в достоинствах и недостатках других людей. В особенности своих товарищей, в тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями. Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.

Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина, и моих личных соображений, можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера, способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация, которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Для того чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления. Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Сравнительный анализ субъективного ощущения одиночества юношеского и подросткового возраста. Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Для сравнительного анализа субъективного ощущения одиночества юношеского и подросткового возраста сформировали 2 группы. 1 группа респондентов это студенты психологического факультета Альметьевского филиала института экономики, правления и права в составе 18 человек, из них 1 юноша и 17 девушек. 2 группа - ученики 8 класса, в составе ...

Женские инструменты руководства
Как показывают многочисленные исследования причин краха малых предприятий, в 98% случаев это вызвано слабостью руководства. В 2% случаев крах предприятия вызван причинами, не зависящими от людей. (Дэвид Бэнгс) Можете ли Вы одновременно быть электриком, пекарем или продавщицей? Вряд ли, т.к. это требует специальной профессиональной подг ...

Рекомендации.
Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации: Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий. При чтении курсов «социальная психология» и «психология труда» обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин ...