Одной из важнейших и сложнейших задач профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что "трудные" воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условия, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье, Так, по результатам исследования роли семьи в правовой социализации несовершеннолетних" проведенного Л. И. Аувяэртом в Эстонии [19], лишь немногим более половины несовершеннолетних правонарушителей проживало с обоими родителями, в то время как среди правопослушных обследованных 4/5 проживало с обоими родителями. Существенная разница отмечалась также и в общеобразовательном уровне родителей. Половина родителей правонарушителей - неквалифицированные рабочие, 1/3 - квалифицированные рабочие, 1/10 - ИТР и служащие. В то время как у половины законопослушных несовершеннолетних родители - высококвалифицированные рабочие, у каждого пятого - ИТР, служащий. Эти результаты не расходятся с данными об условиях семейного воспитания несовершеннолетних правонарушителей, полученными В.К. Андриенко в Москве, С.Д. Арзуманяном в Армении, Л.М. Зюбиным и Т.Н. Курбатовой в Санкт-Петербурге" К.Е. Игошевым и А.С. Белкиным в Екатеринбурге и другими авторами. Близкие результаты были получены также в ходе нашего исследования, в процессе которого были изучены условия семейного воспитания трех групп несовершеннолетних по 500 человек каждая (группа социально запущенных, группа педагогически запушенных несовершеннолетних и в качестве контрольной группы - благополучные учащиеся того же возраста), Ниже в таблицах 1-4 приведены результаты этого исследования.
Таблица 1 - Характеристика состава семей, %
Группы исследуемых подростков |
Наличие родителей |
Число детей в семье | ||||||||
Отец и мать |
Мать и отчим |
Одна мать |
Один отец |
Нет родителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 и более | |
Благополучные учащиеся |
80 |
7,5 |
12, 5 |
- |
- |
22,5 |
60 |
13 |
2 |
2,5 |
Педагогически запущенные |
60 |
10 |
25 |
2, 5 |
2, 5 |
25 |
40 |
15 |
10 |
10 |
Социально запушенные |
28, 5 |
21, 4 |
38 |
7,4 |
4, 7 |
33,7 |
35,7 |
19 |
7,1 |
4,5 |
Таблица 2 - Уровень образования родителей, %
Группы исследуемых подростков |
Высшее у обоих родителей |
Высшее у одного из родителей |
Среднее у обоих родителей |
Среднее у одного из родителей |
Оба родителя не имеют среднего образования |
Благополучные учащиеся |
12,5 |
30 |
45 |
9 |
3,7 |
Педагогически запущенные |
7,5 |
12,5 |
40 |
20 |
20 |
Социально запущенные |
4,3 |
7,2 |
9,5 |
47,6 |
31,4 |
“Марионетка”
Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение нацелено на понимание чувств другого. Можно побывать в чужой шкуре.
В процессе тренинга в различных ролевых ситуациях руководитель сможет побыть в роли подчиненного, и ...
Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной
деятельности. Особенности развития личности в период
ранней взрослости
Раннюю взрослость многие исследователи также называют молодостью, ее границы условно располагают на отрезке от 18-20 до 30 лет [44].
Молодость – это прежде всего время поиска спутника жизни, создания семьи и устройства семейной жизни (Ш. Бюлер [31], Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант [10] и Д. Б. Бромлей [4]), время выбранной профессии, ...
Функции семьи
Репродуктивная: в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регул ...