Как видно из приведенных выше данных, в различных группах исследуемых подростков проявляются весьма значительные различия и в составе семьи, прежде всего, в таком важном показателе, как наличие обоих родителей, и в общеобразовательном уровне родителей. При этом показатели ухудшаются по мере возрастания социальной дезадаптации несовершеннолетних. Если подавляющее большинство благополучных (80%) воспитываются в полных семьях, то среди педагогически запущенных таких только 60%, а среди социально запущенных еще меньше - 28,5%, Аналогичная картина и в характеристике общеобразовательного уровня родителей. Большинство родителей благополучных учащихся имеет высшее или среднее образование (87,5%), среди родителей педагогически запущенных эта категория снижается до 60%, а у социально запущенных составляет только 21,4%. Родители большинства социально запущенных не имеют среднего образования.
Многодетные семьи, насчитывающие 3 и более детей, среди семей благополучных школьников составляют 17,5%, в то время как среди педагогически и социально запущенных их практически в два раза больше (35% и 30,6%).
Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений. Поэтому социально-психологические факторы семейного воспитания также изучались в процессе воспитательно-профилактической работы с помощью учителей, сотрудников ИДН, шефов, закрепленных за трудными подростками.
Ниже в табл. 3, 4 представлены социально-психологические характеристики образа жизни семьи и характера эмоциональных отношений в семье.
Таблица 3 - Характеристика образа жизни семей, %
|
Группы исследуемых подростков |
Здоровый образ жизни |
Один из родителей склонен к злоупотреблению алкоголем |
Эпизодические запои, скандалы |
Частые запои, дебоши |
Алкоголизм, аморальный образ жизни |
|
Благополучные учащиеся |
93,8 |
6,2 |
- |
- |
- |
|
Педагогически запушенные |
60,8 |
27,5 |
5,2 |
3,0 |
2,3 |
|
Социально запущенные |
23,8 |
57 |
9,5 |
2,5 |
7,2 |
Таблица 4 - Характер эмоциональных отношений в семье, %
|
Группы исследуемых подростков |
Атмосфера дружбы и взаимопонимания |
Ровные отношения без эмоц. близости |
Эпизод. конфликты, холодность |
Эмоц, отчужденные отношения |
Напряженно-конфликтные отношения |
|
Благополучные учащиеся |
65 |
33,7 |
1,3 |
- |
- |
|
Педагогически запушенные |
12,5 |
55 |
22,5 |
7,5 |
2,5 |
|
Социально запушенные |
- |
28,6 |
42,8 |
16,6 |
12 |
Как видно из приведенных выше табл. 9, 10, семьи педагогически и социально запущенных подростков по сравнению с благополучными также существенно проигрывают по общим социально-психологическим и психолого-педагогическим условиям семейного воспитания.
«Игры, изменяющие
сознание» и «игры магического действия»
Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровня сознания - так называемые «игры, изменяющие сознание»: свободное падение, надавливание на глазные ...
Практические рекомендации для психологов
Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следу ...
Методы психодиагностики мышления. Младшего школьника
В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо разв ...








