Функциональная несостоятельность семей группы риска
Страница 2

Как видно из приведенных выше данных, в различных группах исследуемых подростков проявляются весьма значительные различия и в составе семьи, прежде всего, в таком важном показателе, как наличие обоих родителей, и в общеобразовательном уровне родителей. При этом показатели ухудшаются по мере возрастания социальной дезадаптации несовершеннолетних. Если подавляющее большинство благополучных (80%) воспитываются в полных семьях, то среди педагогически запущенных таких только 60%, а среди социально запущенных еще меньше - 28,5%, Аналогичная картина и в характеристике общеобразовательного уровня родителей. Большинство родителей благополучных учащихся имеет высшее или среднее образование (87,5%), среди родителей педагогически запущенных эта категория снижается до 60%, а у социально запущенных составляет только 21,4%. Родители большинства социально запущенных не имеют среднего образования.

Многодетные семьи, насчитывающие 3 и более детей, среди семей благополучных школьников составляют 17,5%, в то время как среди педагогически и социально запущенных их практически в два раза больше (35% и 30,6%).

Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений. Поэтому социально-психологические факторы семейного воспитания также изучались в процессе воспитательно-профилактической работы с помощью учителей, сотрудников ИДН, шефов, закрепленных за трудными подростками.

Ниже в табл. 3, 4 представлены социально-психологические характеристики образа жизни семьи и характера эмоциональных отношений в семье.

Таблица 3 - Характеристика образа жизни семей, %

Группы исследуемых подростков

Здоровый образ жизни

Один из родителей склонен к злоупотреблению алкоголем

Эпизодические запои, скандалы

Частые запои, дебоши

Алкоголизм, аморальный образ жизни

Благополучные учащиеся

93,8

6,2

-

-

-

Педагогически запушенные

60,8

27,5

5,2

3,0

2,3

Социально запущенные

23,8

57

9,5

2,5

7,2

Таблица 4 - Характер эмоциональных отношений в семье, %

Группы исследуемых подростков

Атмосфера дружбы и взаимопонимания

Ровные отношения без эмоц. близости

Эпизод. конфликты, холодность

Эмоц, отчужденные отношения

Напряженно-конфликтные отношения

Благополучные учащиеся

65

33,7

1,3

-

-

Педагогически запушенные

12,5

55

22,5

7,5

2,5

Социально запушенные

-

28,6

42,8

16,6

12

Как видно из приведенных выше табл. 9, 10, семьи педагогически и социально запущенных подростков по сравнению с благополучными также существенно проигрывают по общим социально-психологическим и психолого-педагогическим условиям семейного воспитания.

Страницы: 1 2 3 4


Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные. Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что происходит не с другими люд ...

Концепция интеллигентности.
Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера: · интеллигентность в вербальном и символическом плане; · инициативность, способность направлять активность, желания в но ...