Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка.
Страница 4

Психология » Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте » Изучение межличностных отношений в группе при помощи детского рисунка.

Дифференцированное отношение дошкольников к сверстникам проявилось также в использованных при их изображении красках и деталях – в рис. другу их большее количество, чаще применялись светлые тона, яркие цвета. Преднамеренное использование изобразительных средств с целью выражения отношения к сверстникам наблюдается старшей и подготовительной групп. У детей средней группы эта особенность не выступала как типичная. Это можно объяснить еще относительно невысоким уровнем развития взаимоотношений, структурой личных отношений детей в среднем дошкольном возрасте. От дружбы по переменной кратковременной, типично для первого этапа дошкольного детства, ребенок к концу его переходит к парной дружбе характеризующейся глубиной симпатий. Развивается на протяжении дошкольного возраста и сама изобразительная деятельность в значительной степени с усвоением ребенка социального наследия, постепенным овладением им изобразительной культуры. Эти изменения находят отражение в детских рисунках. Старшие дошкольники оказываются способными в большей степени нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста выразить в рисунке отношение к окружающим людям посредством содержания рисунка, использование выразительной функции цвета, линии, путем изображения деталей, аксессуаров. Чувство человека тесно связано с цветом. Чувства детей обычно не так богаты оттенками, но тоже много значат в жизни ребенка. Характерным в рис. детей является то, что дети не считают обязательным, чтобы цвет на рисунке соответствовал реальной окраске предмета, цвет как бы отделяется от вещей и явлений. Тем самым ребенок особо подчеркивает один его признак – красоту. Так преобладание серого цвета в рисунках детей говорит о состоянии грусти, синего – интереса и грусти, зеленого – интереса, удивления, красного – гнева, желтого – удивления, фиолетового – отвращения, коричневого – отвращения и черного – гнева. Используя таблицу цветовых профилей эмоций, входящих в состав факторов щарда и эмоциональные профили цветом Люшера можно сказать что сочетание в рисунке синего, желтого, зеленого цветов говорит о интересе; красного, желтого, зеленого – о радости; красного, черного – о гневе, коричневого и фиолетового – о отвращении; серый и синий цвет говорит о грусти.

Благодаря цвету можно узнать эмоциональное отношение ребенка к сверстнику.

Страницы: 1 2 3 4 


Анализ статьи
В качестве предмета исследования анализа мы выбрали статью Л.С. Куравского, С.Б. Малых, Т.Е. Кравчук и К.А. Болычёвой «Применение методов теории информации для оценки генетических и средовых влияний в близнецовых исследованиях», опубликованную в 3-ем номере журнала «Вопросы психологии» за 2006 год. Данная тема заинтересовала именно тем, ...

Заключение.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практ ...

Возраст: Основные концепции понимания
Возраст в психологии – это категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития, это временные характеристики индивидуального развития [6]. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относител ...