Использование других методов изучения межличностных отношений.
Страница 2

Психология » Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте » Использование других методов изучения межличностных отношений.

Проблема межличностных отношений рассматривалась большинством авторов на старшем дошкольном возрасте с помощью социометрической методики. Разработаны методики срезов структуры группы в свободном общении.

При изучении межличностных отношений дошкольников весьма важна проблема зависимости их эмоционального самочувствия от отношений со сверстниками. В.Р. Кисловская (1972) использовала в этом плане оригинальные методики: ребенку предъявлялись рисунки, отражающие различные конфликтные ситуации между воспитанниками дет. сада. Испытуемый должен был подставить персонажу с которым он себя идентифицировал веселое или огорченное лицо и объяснить свой выбор. Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками определял и общее отношение ребенка к дет. саду. В общей психологии в зависимости от использованных методик различают 2 подхода в исследовании межличностных отношений в группе. Они ярко выражены в зарубежной психологии частично отражены в исследованиях советских психологов. Сторонники первого подхода придают особую важность массовым обследованиям и подчеркивают необходимость углубленной математической обработки с использованием корреляционного и факторного анализа. Одни представители этого направления изучают лишь отдельные процессы, не интересуясь личностью в целом, другие настаивают на необходимости многовариантного эксперимента – комплексного изучения личности путем создания батарей методик, дающих возможность объективно-аналитического анализа. Сторонники второго направления, главным образом психологи-клинисты, стараются понять отдельного человека в его уникальности и более опираются на свою интуицию, чем на объективные методики.

Особенно остро вопрос о методах стоит в социальной психологии, и в первую очередь, речь идет о необходимости разрабатывать групповые методики, которые могли бы дать измерение в статически выраженных показателях и обеспечивали бы сопоставимость результатов, собранных по различным группам. Ведь без решения проблемы групповых измерений по существу невозможно перейти от чисто теоретических разработок к реальной практике управления группами, и необходим математический аппарат, адекватным образом отображающий природу социально-психических процессов в малых группах.

Особые трудности встают при разработке групповых методик, предназначенных для изучения специфической малой группы, сверхсложного объекта, каким является возрастная группа детского сада. Т.А. Репина утверждает, что один метод не может дать надежных результатов. Б.М. Теплов утверждал, что для надежности необходимо сопоставлять данные разных методик и проверять одну методику другой. Т.А. Репина в своем исследовании межличностных отношений соответственно трем структурам: актометрической, социометрической и перцептивной методики делит на 3 группы. В первую группу методик по изучению группового взаимодействия вошли: а) методика одномоментных срезов структуры группы, б) методика периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком. [5]Методика одномоментных срезов дает глобальную динамическую характеристику группы с точки зрения состава и устойчивости образующих ее микрообъединений в период свободного общения, не регламентированного воспитателем. Методика периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений направлена на анализ содержания совместной деятельности и форм общения детей.

Структура группы, выступающая в системе существующих предпочтений, изучается с помощью социометрического эксперимента «выбор в действии», используемого в исследовании Я.Л. Коломинского и переработанного в соответствии с психическими особенностями детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5


Введение в тему
Основные задачи этапа: совершенствование у ребенка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям; помощь в развитии ролевых способностей; помощь в развитии воли и коммуникативных навыков; формирование качеств отношения психологической защиты по отношению к негативным ситуациям. ...

Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...

Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи
Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушите ...