Использование других методов изучения межличностных отношений.
Страница 3

Психология » Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте » Использование других методов изучения межличностных отношений.

Одним из распространенных методов вскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количественной обработки данных, этот метод широко применяют психологи всего мира при изучении детских групп. Хотя социометрический метод имеет свои преимущества, заключающиеся в быстроте и простоте диагностической процедуры, возможности количественного подхода в изучении трудно выявляемых простым наблюдением избирательных отношений членов группы и получении достаточно надежных и объективных результатов, но его данные, как указывают Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский должны быть дополнены результатами изучения взаимоотношений, проявляющихся в деятельности членов группы и их взаимооценках.

[6]Различается параметрическая (ограниченное число выборов) непараметрическая (неограниченное число выборов) социометрия. Обычно по количеству выборов, полученных каждым членом группы, определяется его положение в социометрической структуре группы. Существует несколько общеупотребительных способов обработки результатов социометрического вопроса: графические- социограммы, табличные- социоматрицы, статические и аналитические- вычисления коэффициентов и индексов. Эти способы обработки позволяют получить персональные и групповые социометрические индексы, характеризующие целостную социометрическую конфигурацию выборов в группе. При разработке социометрических методов применительно детям дошкольного возраста встанет немало трудностей:

1. младшим дошкольникам иногда сложно понять словесную инструкцию взрослого, осознать свои избирательные отношения, принять экспериментальную задачу.

2. в группах дет. сада практически никогда не присутствует 100% детей.

Исследователи при изучении групп детей дошкольного возраста используют беседу, с вопросами по различным критериям выбора: «С кем бы хотел дружить? Играть?» и т.д. Т.А. Репина предположила, что психологическим особенностям детей дошкольного возраста больше соответствует методика «выбор в действии».

В исследованиях Г.Е. Ивановой проведено сравнение социометрических выборов сделанных дошкольниками в вербальном общении эксперименте и при «выбор в действии». Если в процессе беседы с ребенком по поводу желаемых выборов он не обнаруживал четко выраженного предпочтения к кому-либо из сверстников, то во время реальных выборов оно появилось. Методика эта без последующей соц. обработки использовалась в качестве дополнительного приема в исследовании Т.А. Марковой (выбор сверстника, которому ребенок дарит свой рисунок). Наиболее полно эта методика разработана и применена Я.Л. Коломинским. Из диапазона дошкольного возраста он в основном изучал детей старших и подготовительных к школе групп дет. сада. Он использовал при этом методики «выбор дежурного» и «у кого больше». Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах. В протоколе фиксируется следующее:

Страницы: 1 2 3 4 5


Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по правилам или с правилами; б) коллективная, партнерская игра ...

Выводы
Выводы по научной работе: 1. Проблема психосоматических заболеваний актуальна на сегодняшний день и требует дальнейшего изучения и новых открытий. 2. Гипотеза исследования о том, что пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а т ...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков. Процедура проведения исследования
Участники исследования группа подростков 14-15 лет (9 класс гимназии №4) в количестве 30 человек. Из них 18 девочек и 12 мальчиков. Выбор методик. Для подбора адекватного инструментария нами проведен анализ техник и методик, направленных на изучение ценностных ориентаций подростков. Следует отметить, что их в настоящее время существует ...