Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении
Страница 1

Психология » Социально-психологический тренинг » Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении

Рассматривая СПТ в целом как процесс считается целесообразным выделять три самостоятельные подпроцесса, у каждого из которых свои детерминанты, признаки и способы воздействия. Ими являются процесс обучения как основной, и как вспомогательные – групповая динамика и развитие личности. В задачу ведущего тренинг входят согласование подпроцессов развития компетентности в общении личности и развитие группы, также одновременно управление ими.

Во время проведения СПТ тренеры используют различные техники для проведения тренировочных мероприятий. Нейролингвистическое программирование – одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок: когнитивной психологии, лингвистики, нейрологии, кибернетики.

Сам по себе термин «НЛП» достаточно сложен. Слово «программирование» пришло из информатики, однако по аналогии оно вполне адекватно используется и при описании функционирования мозга. Ведь и мозг, и программа ЭВМ действует согласно записанной последовательности операций.

Термин нейро – пришло из нейрологии. И его использование вполне правомерно, поскольку в науке доказано, что, когда человек думает или действует, имеет место активная деятельность нейронов мозга.

Слово лингвистическое отсылает нас к языку – средству кодирования мышления, благодаря которому мы можем не только структурировать мысли, но и выражать их. Лингвистика позволяет узнать, как строятся и разворачиваются наши программы.

Что же стоит за целостным термином «НЛП»? Существует четыре весьма распространенных определения:

1. технология коммуникации и изменения;

2. изучение структуры субъективного опыта;

3. набор инструментов;

4. методология.

Все эти грани тесно и весьма связаны друг с другом. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер основатели НЛП не ставили своей целью создать какую-то уникальную теорию или изобрести абсолютно новую терапевтическую технику. Они хотели разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было воспроизводить и использовать. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

Гриндер и Бэндлер изучили модели поведения специалистов человеческой коммуникации, раскодировали техники их работы, описали критерии эффективного взаимодействия.

Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и его клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: « Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?». В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам.

Исключительная эффективность психотерапевтов, которая покорила создателей НЛП, состояла, прежде всего, в том, что они мастерски владели процессом и технологией успешного общения.

Но, чтобы прейти к этому, необходимо было понять, как проблема клиента зарождается, живет и изменяется. Психологи в первую очередь пытались понять, каким образом человек формирует свои уникальные представления о жизненной реальности. Ведь все мы живем в одном мире, а наше видение его подчас абсолютно разное: одно и то же событие может вызвать совершенно противоположные реакции. Субъективный мир человека, существующий в неповторимых формах и конструкциях и составляющий «собственный» опыт индивида, в НЛП стали называть «картой реальности». Исследование уникального мира человека называют в НЛП изучением структуры субъективного опыта.

Страницы: 1 2 3


Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей. Этапы исследования. Характеристика выборки
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Объект исследования: студенты заочного отделения, всего в исследовании принимало участие 32 человека, возраст от 20 до 33 лет. Гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между эмоци ...

Онтологии и функции конфликта в ситуации учения-обучения. Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде чем совершиться, предполагают ситуации, из которых они вытекают и которыми определяются. Ситуации, в с ...

Готовность стать стратегическим лидером
Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. ...