Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении
Страница 1

Психология » Социально-психологический тренинг » Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении

Рассматривая СПТ в целом как процесс считается целесообразным выделять три самостоятельные подпроцесса, у каждого из которых свои детерминанты, признаки и способы воздействия. Ими являются процесс обучения как основной, и как вспомогательные – групповая динамика и развитие личности. В задачу ведущего тренинг входят согласование подпроцессов развития компетентности в общении личности и развитие группы, также одновременно управление ими.

Во время проведения СПТ тренеры используют различные техники для проведения тренировочных мероприятий. Нейролингвистическое программирование – одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок: когнитивной психологии, лингвистики, нейрологии, кибернетики.

Сам по себе термин «НЛП» достаточно сложен. Слово «программирование» пришло из информатики, однако по аналогии оно вполне адекватно используется и при описании функционирования мозга. Ведь и мозг, и программа ЭВМ действует согласно записанной последовательности операций.

Термин нейро – пришло из нейрологии. И его использование вполне правомерно, поскольку в науке доказано, что, когда человек думает или действует, имеет место активная деятельность нейронов мозга.

Слово лингвистическое отсылает нас к языку – средству кодирования мышления, благодаря которому мы можем не только структурировать мысли, но и выражать их. Лингвистика позволяет узнать, как строятся и разворачиваются наши программы.

Что же стоит за целостным термином «НЛП»? Существует четыре весьма распространенных определения:

1. технология коммуникации и изменения;

2. изучение структуры субъективного опыта;

3. набор инструментов;

4. методология.

Все эти грани тесно и весьма связаны друг с другом. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер основатели НЛП не ставили своей целью создать какую-то уникальную теорию или изобрести абсолютно новую терапевтическую технику. Они хотели разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было воспроизводить и использовать. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

Гриндер и Бэндлер изучили модели поведения специалистов человеческой коммуникации, раскодировали техники их работы, описали критерии эффективного взаимодействия.

Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и его клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: « Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?». В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам.

Исключительная эффективность психотерапевтов, которая покорила создателей НЛП, состояла, прежде всего, в том, что они мастерски владели процессом и технологией успешного общения.

Но, чтобы прейти к этому, необходимо было понять, как проблема клиента зарождается, живет и изменяется. Психологи в первую очередь пытались понять, каким образом человек формирует свои уникальные представления о жизненной реальности. Ведь все мы живем в одном мире, а наше видение его подчас абсолютно разное: одно и то же событие может вызвать совершенно противоположные реакции. Субъективный мир человека, существующий в неповторимых формах и конструкциях и составляющий «собственный» опыт индивида, в НЛП стали называть «картой реальности». Исследование уникального мира человека называют в НЛП изучением структуры субъективного опыта.

Страницы: 1 2 3


Причины страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх мо ...

Формирование и развитие памяти
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социали­зации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребен­ка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая па­мять постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминани ...

Кто может быть Вашим союзником?
Ни один человек не желает, чтобы его преемник преуспел. Все они порекомендуют тех кандидатов, которые, вероятнее всего, потерпят неудачу и тем самым сделают их собственные достижения еще более замечательными. (Харви Маккей) Можно выделить несколько типов союзников. Выберите себе тот тип, который подходит Вам больше всего: 1. "Оте ...