Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении
Страница 2

Психология » Социально-психологический тренинг » Методические приемы и техники в СПТ. Принципы организации тренинга. Технология моделирования успеха в общении

Раскодировав структуру этого опыта, изучив его схемы, создатели НЛП познали секреты и алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека. Поэтому сегодня НЛП – это набор инструментов. Этот аспект НЛП представляет собой прагматическую составляющую и отвечает на вопрос: «Что и когда делать?». Речь идет о наборе эффективных техник, которые приводят к значимым изменениям. В руках психолога, социолога появляется дополнительный арсенал методов, критерием валидности которых является лишь эффективный результат. Но при этом остается открытым вопрос: «Каким образом выбирается тот или иной инструмент?».

Ответ дает методология НЛП. Именно методология позволяет выбрать путь, в зависимости от поставленной цели, и получить результат в работе с отдельным индивидом или группой. Итак, НЛП – это технология коммуникации и изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включившая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования. Это непросто модное течение или игрушка. Это мощное средство изменения, заслуживающее внимание, тщательного обращения и осторожности.

Даже беглое знакомство с основными базовыми постулатами позволяет почувствовать, что НЛП – это не просто сумма технических приемов и инструментов, предназначенных для терапевтов или специалистов по общению. Нам предлагаются ключи к «живой» системе коммуникации, которая ориентирована на позитивное видение мира и в свое стремлении к успешному результату способна функционировать согласованно, гибко, точно, используя максимум альтернативных выборов.

В данной работе мы не можем рассмотреть все инструменты коммуникации, которые предлагает нам НЛП. Но любой тренер должен знать и уметь пользоваться техникой НЛП, которое помогает овладеть таким уникальным средством взаимодействия как общение.

Дж.Гриндер и Р.Бэндлер изучили и описали набор таких инструментов, которые помогают в определение целей, установлении позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, конгруэнтность.

В качестве основных методических приемов в СПТ выделяют две большие области – групповая дискуссия и игры. К вспомогательным относят психогимнастику и проективный рисунок.

Групповая дискуссия, например, является базовой методикой в СПТ. Материал, служащий предметом дискуссионных обсуждений, может складываться за счет трех основных источников: спонтанно возникающих в групповом процессе ситуаций как результат применения в групповом контексте приемов социально-психологических исследований и как результат проведения ролевых игр.

В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева делят групповую дискуссию на конструктивную и неконструктивную. Поведенческие проявления конструктивной дискуссии заключаются в следующем: равноправие участников в плане высказывания своего мнения; ощущение каждым демократической атмосферы; активность каждого участника; удовлетворенность от совместной работы. По характеру решаемых в группе задач предметом дискуссии они выделяют интеллектуальную задачу или организационно управленческую проблему; социальную, межличностную проблему, личностную.[5]

Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо введение специальных принципов, «норм общения». Задачи ведущего заключается в объяснении этих принципов и их неуклонном осуществлении.

Игровые методы подразделяются на операциональные и ролевые. В операциональных (деловых, управленческих) более подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован, по сравнению с реальностью. Такие игры направлены на выработку умения решать экономические, организационные и другие профессиональные проблемы. О проведении ролевых игр можно ознакомиться, изучая систему актерского тренинга К.С. Станиславского. « .Театр можно считать первой лабораторией, где получили свое начало ролевая теория, концепция символического воздействия, модель личности человека и подходы к изучению самосознания».[6]

Страницы: 1 2 3


Старший школьный возраст
В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: ...

Межличностное взаимодействие в трудах отечественных и зарубежных психологов
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностн ...

Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников
Гиперактивные дети 1) Гиперактивные дети – это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания. 2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэ ...