Характеристика индивидных свойств человека

Психология » Агрессия и темперамент » Характеристика индивидных свойств человека

Человек как биологическое существо, как представитель вида Homo sapiens называется индивидом. Соответствующие свойства, которые характеризуют его в этом качестве, называются индивидными. Среди многообразных индивидных свойств наибольший интерес для психологии представляют нейропсихологические, нейродинамические, возрастные, половые, конституционные особенности, сенсомоторная организация, структура органических потребностей, система инстинктов и безусловных рефлексов.

Индивидные свойства человека предопределены генетически, что исключает или существенно ограничивает возможности их изменения. Например, при помощи тренировок почти невозможно изменить скорость реакции человека или объем непосредственной памяти. Индивидные свойства обеспечивают существование человека как биологической единицы. Они выступают в самых разных ипостасях: как источники активности, как механизмы регуляции поведения, как органический (телесный) субстрат практических действий и движений, как механизмы первичной оценки жизненной значимости тех или иных явлений и событий, как механизм порождения и существования психических явлений, как условия и предпосылки возникновения определенных психических свойств, как органический инструмент, порождение и носитель первичной формы психического. Однако индивидные свойства человека никогда не бывают психическими (субъективными), или личностными. Они только обеспечивают человеку потенциальную возможность стать субъектом и личностью. Вместе с тем они обеспечивают и существование человека в этих качествах[8, с. 48].

Из психологии хорошо известно, что очень важное значение для возникновения и существования психических явлений имеет головной мозг. Органические нарушения мозга с неизбежностью приводят к расстройству психических функций, а врожденные аномалии иногда делают невозможным их развитие. Установлено, что каждый участок мозга имеет своеобразную специализацию, то есть наиболее тесно связан с функционированием определенных психических функций: зрительного восприятия, эмоций, внимания и т. д. Искусственное раздражение тех или иных участков мозга приводит к возникновению у человека соответствующих субъективных образований: образов, переживаний, сосредоточения на чем-либо и т. д. В психологии это называется принципом локализации психических функций в коре головного мозга. Для возникновения и существования душевного мира человека необходим не только мозг, но и все телесные органы и функции вместе взятые. Например, он не может возникнуть без органов и механизмов практического действия, посредством которых осуществляются реальная связь человека с окружающим миром и наполнение душевного мира предметным содержанием. Сам по себе мозг способен лишь к порождению своеобразной субъективной ткани (субстанции), из которой может строиться душевный мир[ 15, с. 14].

Нейродинамические свойства определяют особенности протекания нервных процессов в головном мозге и в нервной системе: силу процессов, возбуждение и торможение, их подвижность (способность переходить друг в друга) и уравновешенность. В зависимости от сочетания этих свойств И. П. Павлов выделил типы высшей нервной деятельности (сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический) и соответствующие типы темперамента. Нейродинамические свойства оказывают влияние на протекание психических процессов и на всю душевную жизнь в целом. Например, у человека с подвижным типом нервных процессов быстрее протекает мышление, восприятие, запоминание и др. Одновременно эти свойства выступают как условия развития различных психических качеств: способностей, черт характера, самооценки.


Методика диагностирования уровня развития внимания
Психодиагностика свойств внимания детей 6–7 летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку ...

Рисунок того, чего не может быть
Развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет ...

Системный подход
С позиций системного подхода наркоманию можно определить как системный комплекс, который включает элементы, различные по своей природе, уровню и динамике. Если рассмотреть наркоманию с точки зрения системной семейной психотерапии, то это семейное заболевание, "семейная проблема". Наркоман "вовлекает" в болезнь всех б ...