Человек как биологическое существо, как представитель вида Homo sapiens называется индивидом. Соответствующие свойства, которые характеризуют его в этом качестве, называются индивидными. Среди многообразных индивидных свойств наибольший интерес для психологии представляют нейропсихологические, нейродинамические, возрастные, половые, конституционные особенности, сенсомоторная организация, структура органических потребностей, система инстинктов и безусловных рефлексов.
Индивидные свойства человека предопределены генетически, что исключает или существенно ограничивает возможности их изменения. Например, при помощи тренировок почти невозможно изменить скорость реакции человека или объем непосредственной памяти. Индивидные свойства обеспечивают существование человека как биологической единицы. Они выступают в самых разных ипостасях: как источники активности, как механизмы регуляции поведения, как органический (телесный) субстрат практических действий и движений, как механизмы первичной оценки жизненной значимости тех или иных явлений и событий, как механизм порождения и существования психических явлений, как условия и предпосылки возникновения определенных психических свойств, как органический инструмент, порождение и носитель первичной формы психического. Однако индивидные свойства человека никогда не бывают психическими (субъективными), или личностными. Они только обеспечивают человеку потенциальную возможность стать субъектом и личностью. Вместе с тем они обеспечивают и существование человека в этих качествах[8, с. 48].
Из психологии хорошо известно, что очень важное значение для возникновения и существования психических явлений имеет головной мозг. Органические нарушения мозга с неизбежностью приводят к расстройству психических функций, а врожденные аномалии иногда делают невозможным их развитие. Установлено, что каждый участок мозга имеет своеобразную специализацию, то есть наиболее тесно связан с функционированием определенных психических функций: зрительного восприятия, эмоций, внимания и т. д. Искусственное раздражение тех или иных участков мозга приводит к возникновению у человека соответствующих субъективных образований: образов, переживаний, сосредоточения на чем-либо и т. д. В психологии это называется принципом локализации психических функций в коре головного мозга. Для возникновения и существования душевного мира человека необходим не только мозг, но и все телесные органы и функции вместе взятые. Например, он не может возникнуть без органов и механизмов практического действия, посредством которых осуществляются реальная связь человека с окружающим миром и наполнение душевного мира предметным содержанием. Сам по себе мозг способен лишь к порождению своеобразной субъективной ткани (субстанции), из которой может строиться душевный мир[ 15, с. 14].
Нейродинамические свойства определяют особенности протекания нервных процессов в головном мозге и в нервной системе: силу процессов, возбуждение и торможение, их подвижность (способность переходить друг в друга) и уравновешенность. В зависимости от сочетания этих свойств И. П. Павлов выделил типы высшей нервной деятельности (сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический) и соответствующие типы темперамента. Нейродинамические свойства оказывают влияние на протекание психических процессов и на всю душевную жизнь в целом. Например, у человека с подвижным типом нервных процессов быстрее протекает мышление, восприятие, запоминание и др. Одновременно эти свойства выступают как условия развития различных психических качеств: способностей, черт характера, самооценки.
Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического
развития дошкольников
Гиперактивные дети
1) Гиперактивные дети – это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания.
2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэ ...
Характеристика возрастных особенностей современных школьников
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды [10]:
1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выд ...
Развитие
игры в младенчестве и раннем детстве
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина ...