Темперамент и его типы
Страница 4

Психология » Агрессия и темперамент » Темперамент и его типы

Сравнение типов темперамента показывает, что нет хороших и плохих темпераментов, — каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных черт. Особенности темперамента проявляются, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности. Так, исследования трудовой деятельности показали, что люди с различными типами темперамента могут приспосабливаться к одним и тем же видам деятельности за счет актуализации только им присущих свойств, благодаря которым у них вырабатывается индивидуальная система приемов и способов деятельности. Сочетание свойств темперамента, проявляющееся в поведении и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности и общения.

Индивидуальный стиль деятельности — это не врожденная характеристика человека. Он может рассматриваться как результат приспособления врожденных свойств нервной системы к условиям выполняемой деятельности, а более широко — к условиям социального бытия.

Вместе с тем в определенных видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но и результат. В тех областях труда, где предъявляются достаточно жесткие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности.

В некоторых видах деятельности, где требования к качествам психики достаточно высоки, возникает необходимость профессионального отбора по качествам темперамента. Например, в профессиях, требующих высокого темпа реакций (диспетчеры аэропорта, летчики-испытатели и т. п.), необходимо обладать подвижным типом нервной системы. Но в большинстве профессий свойства темперамента не влияют на конечную продуктивность деятельности. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет хорошей профессиональной подготовки, волевых качеств, интересов и других психических свойств.

Темперамент выступает в качестве индивидной основы различных личностных свойств, прежде всего характера. Он определяет динамические проявления соответствующих свойств. Например, доброта как черта характера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появлению отрицательных.

Страницы: 1 2 3 4 


Методы оценки внимания младшего школьника
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности ...

Понятие и модели эмоционального интеллекта
Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с соци ...

Старший школьный возраст
В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: ...