Темперамент и его типы
Страница 2

Психология » Агрессия и темперамент » Темперамент и его типы

В зависимости от соотношения этих процессов были выделены четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темпераменты: сангвинический

— сильный уравновешенный подвижный; флегматический

— сильный уравновешенный инертный; холерический

— сильный неуравновешенный; меланхолический

— слабый тип. Тип нервной деятельности — природная особенность человека. Он наследственно обусловлен, хотя может незначительно меняться под влиянием окружающих условий. Известно также, что существуют возрастные изменения свойств нервных процессов.

Теорию темперамента И.П.Павлова называют нейрофизиологической. Кроме нее существует также психологическая теория темперамента, автором которой является В. С. Мерлин. Она построена на основе изучения особенностей поведения людей в различных жизненных ситуациях, в соответствии с которыми было выделено несколько устойчивых, предельно обобщенных формальных (бессодержательных) свойств человека, названных эмоционально-динамическими или свойствами темперамента. К ним относится сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

Сензитивность — чувствительность психики, о которой судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо реакции человека, и какова скорость этой реакции.

Реактивность — степень непроизвольности реакции на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (например, критическое замечание, обидное слово и т. п.).

Активность — степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей.

Соотношение реактивности и активности, о котором судят по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроений, желаний, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакций — скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, находчивость, скорость запоминания).

Экстраверсия — зависимость реакции и деятельности и человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, и интроверсия — зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, обращенность к своему внутреннему миру.

Эмоциональная возбудимость характеризует минимальную силу воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость, с которой она возникает.

Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных действий. Задача родителей и педагогов заключается не в том, чтобы изменить их у ребенка, а в том, чтобы принять их как данность, приспособиться к ним и воспитать у него способность разумно опираться на них в процессе решения различных жизненных задач. Например, сензитивный человек должен по возможности избегать ситуаций, связанных с повышенной ответственностью, риском, психической или физической перегрузкой и т. п. Они представляются для него трудно преодолимыми, а значит невыгодными. Свойства темперамента, не являясь личностными, имеют очень важное значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей. Это также необходимо учитывать при построении учебно-воспитательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4


Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на формирование социально-психологического климата
Проблема формирования социально-психологического климата педагогического коллектива стояла остро всегда, но еще острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы их профессиональная деятельность, т.е. учебно-воспитательный процесс был наиболее эффективным. Психологический климат коллектива педагогов рассматривался такими ис ...

Влияние семьи на формирование аддитивных механизмов
Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. “В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений” (6, с.50). Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункционал ...

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал ...