Темперамент и его типы
Страница 1

Психология » Агрессия и темперамент » Темперамент и его типы

Среди многообразия индивидных характеристик человека большой интерес представляют нейродинамические свойства, образующие темперамент.

Темперамент — это система устойчивых индивидуально своеобразных свойств психики, определяющих динамику его душевной жизни и социального бытия. Внешне они одинаково проявляются в разнообразных его формах (предметной деятельности или общения) независимо от их содержания, целей и мотивов и остаются почти неизменными на протяжении жизни. При относительном равенстве мотивов поведения или деятельности и при одних и тех же внешних обстоятельствах люди отличаются друг от друга по импульсивности, по эмоциональности, по скорости, по темпу, по степени проявляемой энергии, по впечатлительности. Эти различия обнаруживаются уже в раннем детстве, отличаются особым постоянством и выступают в различных сферах социального бытия.

Свойства темперамента не влияют на содержание душевной жизни человека: его цели, планы, мысли, воспоминания, фантазии и т. д. Поэтому их называют формально-динамическими. Учение о темпераменте возникло еще в античные времена. Впервые это понятие было введено древнегреческим врачом Гиппократом (V в. до н.э.), который полагал, что у людей существует различное соотношение четырех жидкостей в организме: желчи («холе»), крови («сангвис»), лимфы («флегма») и черной желчи («меланос холе»). В зависимости от преобладания в организме какой-то одной из них были выделены типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Его учение развил немецкий философ И. Кант. Он считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Кант выделял темпераменты чувств (сангвинический и меланхолический) и темпераменты деятельности (холерический и флегматический). Сангвинический темперамент он рассматривал как характеристику людей веселого нрава, оптимистов, юмористов. Их отличает также доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь. Меланхолический темперамент характерен для людей мрачного настроения, повышенной тревожности и ранимой души. Холерический темперамент встречается у вспыльчивых людей, которые быстро воспламеняются, но быстро и остывают. Флегматический темперамент относится к хладнокровным, спокойным и медлительным людям Они долго осваивают новую деятельность, продолжительное время сохраняют рабочее состояние.

Научное учение о темпераментах было создано И. П. Павловым. Он связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении и исшей нервной деятельности ему удалось обнаружить фи основных ее свойства: силу, уравновешенность и подвижность. Сила нервной системы определяется ее способностью выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс и т. д. В зависимости от этого было выделено два ее типа: сильный и слабый. Человек с сильным типом нервной системы способен сохранять свои функциональные характеристики в условиях повышенной напряженности и нагрузки, что не присуще человеку со слабым типом.

Уравновешенность нервной системы определяется соотношением силы процессов возбуждения и торможения. Она проявляется в противоречивых и конфликтных ситуациях, инициирующих у человека одновременно два противоположно направленных способа поведения: быть активным — быть сдержанным, говорить — молчать, немедленно принимать решение — повременить и т. п. В зависимости от того, в какой мере сбалансированы эти процессы по силе, выделяют два типа нервной системы и соответствующих типа темперамента: уравновешенный и неуравновешенный с преобладанием силы возбуждения. Подвижность нервной системы определяется временными параметрами функционирования процессов возбуждения и торможения. Она проявляется в ситуациях освоения навыков, смены деятельности, вхождения в деятельность и т. п. В соответствии с этим было выделено два типа нервной системы: подвижный и инертный. Они отличаются скоростью протекания соответствующих нервных процессов и соответствующих внешних или внутренних действий (мышления, памяти, воображения и т. п.). Например, ученик с подвижной нервной системой при прочих равных условиях быстрее решит задачу, чем ребенок с инертной нервной системой[ 15, с. 95].

Страницы: 1 2 3 4


Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...

Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 2. Таблица 2 - Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы Уровни Испытуемые кол-во % низкий уровень 0 0 средний уровень 10 100 высокий уровень 0 0 Результаты ме ...

Завершение темы
Задача – помочь детям увидеть изменения в своем поведении при общении с окружающими его людьми и, по возможности, постараться их объяснить. Иногда на этом этапе требуется провести специальные упражнения на релаксацию, основанные, например, на чередовании сложной ситуации общения и приятной расслабляющей беседы. Сила «Я» предполагает а ...