Тонкое искусство собеседования
Страница 1

Психология » Подбор кадров - психологические аспекты » Тонкое искусство собеседования

Считается, что проведение эффективного собеседования это целое искусство, которое требует импровизацию и чувство такта. Но даже на Западе есть свои каноны, списки типовых фраз и вопросов, которые обязательно рекомендуется задать кандидату [приложение 1]. Вопросы о хронических заболеваниях на Западе считаются запрещенными. Рекрутеры пытаются выявить симптомы хроника по другим признакам. В России их не задают не только из такта, сколько из-за понимания, что кандидат вполне может соврать. Не принято спрашивать о сексуальной ориентации, потому что считается, что работы это не касается. Хотя в коллективе из-за появления такого человека иногда начинается «брожение умов» и пересуды.

Менеджер по персоналу может сказать кандидату: «Если вы обладаете какой-то склонностью или можете быть временно нетрудоспособным по какой-то причине, вам лучше всего сказать это сейчас, чтобы мы учли это при организации вашей работы».

Остальные личные вопросы, которые в развитых странах считаются неуместными, на собеседовании в нашей стране в последнее время звучат часто:

· Вы снимаете жилье или живете в своей квартире?

· Кто ведет хозяйство в вашем доме?

· У вас есть машина? Какой марки и года выпуска?

· Где вы отдыхали в последнее время?

· У вас есть хобби?

· Если у вас есть дети, то кто ими занимается?

· У вас есть планы крупной покупки? [5 c. 35]

Сама по себе такая информация большой пользы не принесет, но во время разговора на такие темы у человека ослабевает контроль над своей речью и он может больше проявить себя.

Если принимают менеджеров по продажам, которые будут получать в зависимости от результата своей работы, и выясняется, что у них есть планы купить квартиру или машину. Этот менеджер будет работать активнее, т.к. он мотивирован на увеличение своего благосостояния.

Также многое о человеке может сказать и опоздание: насколько он опаздывает, предупреждает ли об опоздании и как объясняет его. Само по себе опоздание не считается преступлением и признаком того, что кандидат не годится. Его могут задержать объективные причины. Другое дело, как он говорит о них – как об обычной текучке, или жалуется, что мир вокруг него неорганизован.

Поведение и манера рекрутера зависят от многих параметров:

· психологических установок и поведения кандидата, его культурного уровня, образования;

· должности и уровня, который этот человек занимает сейчас и, возможно, будет занимать в организации;

· задач собеседования.

Иногда поведение, связанное с опозданием, многое может сказать о человеке. Встречаются люди, которые, чувствуя свою вину, ведут себя агрессивно, обвиняют менеджера по персоналу в том, что их офис расположен неудобно. Некоторые вообще не извиняются за задержку и ведут себя так, словно для них достаточно явиться в назначенный день.

Вначале стоит спросить кандидата о простых вещах. Если на улице ненастье, спросить: «Вам дождь (снег) не помешал?» или «Как добрались?», «Вы быстро нашли наш офис». У этих простых вопросов, несмотря на видимую простоту, несколько назначений:

· показать человеку, что о нем заботятся, и таким образом установить эмоциональный контакт, вызвать доверие;

· завязать разговор с фразы, не вызывающей волнение. Не касаться с порога серьезных тем, чтобы гость успокоился, пришел в себя, смог сосредоточиться и отвечать спокойно;

· выяснить адекватность его восприятия и чувство такта.

Ненормально, когда визитер начинает долго и подробно рассказывать, как он добирался. Это часто бывает признаком инфантильности. Не особо умные манипуляторы используют этот вопрос для того, чтобы выиграть «очко» в свою пользу и говорят, что офис находится неудобно, также встречаются жалобщики. [5 c. 36]

Страницы: 1 2


Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Ч ...

Онтологии и функции конфликта в ситуации учения-обучения. Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде чем совершиться, предполагают ситуации, из которых они вытекают и которыми определяются. Ситуации, в с ...

Теоретические аспекты исследования эмоциональной регуляции поведения и деятельности. Общая характеристика эмоций и эмоционального состояния
Изучением эмоций и эмоциональных состояний занимались А. Левинсон, К. Е. Изард, Х. Цваардемакер, Э. Гельгорн, Дж. Луффборр, С. Н. Славин, М. И. Еникеев, С. В. Курбатова, С. Н. Яшкин, П. В. Симонов, Д. Гоулман, Н. В. Панина, З. Фрейд и другие. Эмоции – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном о ...