Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха. Особенности развития внимания
Страница 1

Психология » Особенности развития детей с нарушениями слуха » Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха. Особенности развития внимания

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание представляет собой динамическую характеристику деятельности, поскольку активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. И именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста — как глухих, так и слышащих. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется — от 10—12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения. В школьном возрасте наступает перелом, который характеризуется тем, что внешне опосредствованное внимание становится внутренне опосредствованным.

Первоначально произвольное внимание опосредовано общением ребенка со взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме.

На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор — развернутых практических действий с выделенными предметами. В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено как более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управления им, в том числе более поздним переходом к внутренним средствам, так и отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Страницы: 1 2


Стадии развития алкоголизма
О. Корабельников выделяет 3 стадии развития алкоголизма: I стадия: Одним из основных симптомов данной стадии является первичное влечение к алкоголю. В этой стадии оно проявляется ещё в лёгкой форме, зависящей от ситуаций, связанных с возможностью выпить. На этой стадии первичное влечение может быть подавлено усилием воли или обстояте ...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников
В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям бездушности, начиная со старшего дошкольного возраста. Это возраст является сенситивным к развитию об ...

Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния
Изучением запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния, занимались И. П. Павлов, О. Б. Вайнштейн, М. Монтель, П. Басинский, Е. Ю. Артемьева, Т. А. Акопян, С. Дубровская, А. И. Костяев, Е. Марунина, И. В. Саков и другие. Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими ...