Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования. Обзор литературных источников. Определения понятий и категорий проблемы
Страница 1

Психология » Основные проблемы психологии управления командира » Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования. Обзор литературных источников. Определения понятий и категорий проблемы

Начать рассмотрение проблемы управления целесообразно с рассмотрения понятий и определений, без понимания которых невозможно ясно и четко уяснить существо вопроса.

Первая, наиболее важная группа источников, в которой даются определения явлений и понятий – это энциклопедии и энциклопедические словари.

В Большой советской энциклопедии дается следующее определение:

«Управление

- элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности.

Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Управлять обществом научно - это значит познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия; проводить правильную, реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения социальных сил.

Т.о., научное управление обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики и т.п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистического общества и достижения поставленных целей .

Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций:

n подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.),

n организацию выполнения решений и контроль за их выполнением,

n подведение результатов.

n Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей ее средой.Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения».

Другой подход к определению этих понятий находим в словаре русского языка:

«УПРАВА,

2. название некоторых учреждений в дореволюционной России, ведавших какими-либо общественными, сословными или административными делами. Инспектор врачебной управы. Земская управа.

4. разг. Средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония. - Вы не имеете права мешать моей работе ---! Вы забыли что есть и на вас управа! Скиталец, Кузнец.

УПРАВЛЕНИЕ,

1. Действие по глаг. управлять (в 1 и 2 знач.). Управление автомобилем.

2. Деятельность органов государственной власти. Методы государственного управления.

3. Административное учреждение или административный орган внутри какого-либо учреждения. Центральное статистическое управление. Управление железной дороги.

Страницы: 1 2 3 4


Сравнительный анализ субъективного ощущения одиночества юношеского и подросткового возраста. Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Для сравнительного анализа субъективного ощущения одиночества юношеского и подросткового возраста сформировали 2 группы. 1 группа респондентов это студенты психологического факультета Альметьевского филиала института экономики, правления и права в составе 18 человек, из них 1 юноша и 17 девушек. 2 группа - ученики 8 класса, в составе ...

Профилактика конфликтов в профессионально - зрелых коллективах
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними[11]. Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер пр ...

Особенности развития памяти
Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. В процессе психического развития происходит изменение - память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме ...