Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования. Обзор литературных источников. Определения понятий и категорий проблемы
Страница 1

Психология » Основные проблемы психологии управления командира » Изучение состояния проблемы (обзор литературных источников), актуальность исследования. Обзор литературных источников. Определения понятий и категорий проблемы

Начать рассмотрение проблемы управления целесообразно с рассмотрения понятий и определений, без понимания которых невозможно ясно и четко уяснить существо вопроса.

Первая, наиболее важная группа источников, в которой даются определения явлений и понятий – это энциклопедии и энциклопедические словари.

В Большой советской энциклопедии дается следующее определение:

«Управление

- элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности.

Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Управлять обществом научно - это значит познавать общественные закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия; проводить правильную, реалистическую политику, основанную на строгом учете объективных возможностей, соотношения социальных сил.

Т.о., научное управление обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее звенья (сферы общественной жизни, отрасли экономики и т.п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистического общества и достижения поставленных целей .

Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций:

n подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.),

n организацию выполнения решений и контроль за их выполнением,

n подведение результатов.

n Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей ее средой.Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения».

Другой подход к определению этих понятий находим в словаре русского языка:

«УПРАВА,

2. название некоторых учреждений в дореволюционной России, ведавших какими-либо общественными, сословными или административными делами. Инспектор врачебной управы. Земская управа.

4. разг. Средство, мера воздействия на кого-либо, возможность обуздания, пресечения чьего-либо своеволия, произвола, беззакония. - Вы не имеете права мешать моей работе ---! Вы забыли что есть и на вас управа! Скиталец, Кузнец.

УПРАВЛЕНИЕ,

1. Действие по глаг. управлять (в 1 и 2 знач.). Управление автомобилем.

2. Деятельность органов государственной власти. Методы государственного управления.

3. Административное учреждение или административный орган внутри какого-либо учреждения. Центральное статистическое управление. Управление железной дороги.

Страницы: 1 2 3 4


Психологическая характеристика этапа анализа результатов деятельности
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствуют в условиях каждой проблемной ситуа­ции, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, то рефлексия, напротив, чл ...

Диагностика клептомании
Ученые несколько раз пытались провести исследования по вопросу клептомании, но пока убедительной, полноценной клинической картины составить не удалось. Серьезные научные работы не получались из-за того, что невозможно собрать "материал для изучения": потенциальные участники не верят, что все будет проводиться строго конфиденци ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у взрослых людей. Этапы исследования. Характеристика выборки
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги. Объект исследования: студенты заочного отделения, всего в исследовании принимало участие 32 человека, возраст от 20 до 33 лет. Гипотеза: предположим, что существует взаимосвязь между эмоци ...