Основные типы конфликтов.

Внутриличностный конфликт.

Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.

Межличностный конфликт.

Анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. конфликты могут возникнуть между руководителем и подчиненным при несовпадении интересов или отсутствии понимания требований одного к другому.

Конфликт между личностью и группой.

Отступление от норм, принятых в группе, ведет к конфликту между «нарушителем» и группой. Разновидностью такого конфликта является конфликт между группой и руководителем, в случае отсутствия или неурегулированности понимания между участниками конфликта.

Межгрупповой конфликт.

Конфликт между группами внутри большой организации. Может возникать конфликт между подразделениями одного уровня, между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. Члены одной группы не воспринимают членов другой группы как личностей, а воспринимают их как членов противоборствующей группы – явление «деиндивидуализации». Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам.

При межгрупповом конфликте проявляются социальное и межгрупповое сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, свой престиж и одновременно принижают, обесценивают другую группу.

Межгрупповой конфликт характеризуется также проявлениями групповой атрибуции – когда конфликтующие стороны склонны во всем обвинять противоположную сторону по принципу «мы хорошие – мы правы», «они плохие – они не правы».

Социальный конфликт.

«Ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Социальный конфликт характеризуется:

· предельный случай обострения социальных противоречий,

· столкновение различных социальных общностей – классов, наций, государств и т.д.

· противоборствующие стороны преследуют свои цели, которые противоречат или взаимоисключают друг друга.

Психология конфликта.

Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествует инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Элементы конфликта:

· два участника или две стороны конфликта;

· взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;

· поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

· применение силы для влияния на другую сторону;

· противопоставленность действий, поведения сторон;

· стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

· личностные особенности участников конфликта: агрессивность, авторитетность и пр.;

· характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.

Управление разрешением конфликта.

Различают структурные и межличностные способы управления конфликтами.

Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого метода разрабатывались структурные методы управления конфликтами. Ни один из психологических типов людей не блещет в конфликтных ситуациях, поэтому руководителю важно уметь себя вести так, чтобы недопустить конфликт.


Психология предварительного следствия: психология расследования преступлений, психология обвиняемого, потерпевшего, свидетеля
Как вам известно, предварительное следствие - это целенаправленный процесс, целью которого является реконструкция (восстановление) прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Реконструкция события преступления совершается в результате целенаправленной деятельности следователя, которая имеет свою прог ...

Инфантильный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) детей этого типа педагог должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение - явление временное и скоро пройдет. Желательно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом; б ...

Обладание достаточной коммуникативной компетентностью
Стиль руководства и стиль разрешения конфликтов реализуются с помощью средств делового общения. Неправильный выбор средств сводит на нет все усилия по выбору эффективного способа поведения. Мы определяем в какой степени кандидат умеет выбирать наиболее эффективные средства делового общения с помощью приведенных ниже тестов.[37] Тест 1 ...