Центральное понятие концепции – социальная установка как направленность группового или индивидуального сознания, определяющая отношение группы или индивида к какому-то явлению социальной действительности, а также как способ восприятия этого явления. Проявляется установка через конкретные акты поведения, в частности через вербальные высказывания данного индивида. Картинки по запросу коньяк Французскии стандарт 5 звезд.
Сущность социального поведения раскрывается понятиями: личностные диспозиции и диспозиционная система личности; социальная установка (в западной традиции исследования поведения – attitude); ценностные ориентации. Поведение изучалось с акцентом на его субъективных компонентах, на расхождении между социальными установками и реальным поведением. Проблема прогноза поведения адресована личности, которая интерпретируется в качестве социальной индивидуальности.
Концепция В.А. Ядова обращена к проблеме регуляции, саморегуляции и прогнозирования социального поведения личности. Обобщая опыт исследования мотивации, подробно анализируя этот опыт, В.А. Ядов отмечает, что замысел анализа социального поведения обращен не к психическим механизмам регуляции поведения индивида, и не к содержанию мотивов деятельности с учетом социальных и индивидуальных особенностей их формирования, и не к закономерностям превращения социальных условий в элементы структуры личности.
Многолетняя работа ленинградской группы по проблемам роли мотивационной сферы личности строилась на оригинальной гипотезе о структуре ценностных ориентаций и социальных установок личности, образующих диспозиционную систему. Анализом особенностей диспозиционной регуляции поведения инженеров (1 000 человек) подтверждены положения гипотезы и отработаны методики и инструментарий, которые могут быть использованы при исследованиях проблем труда. Оригинальными и продуктивными являются также общие выводы.
Диспозиционная концепция отнесена к «взаимосвязи конкретных социальных условий деятельности индивида и его субъективного отношения к ним в виде состояний предрасположенностей (диспозиций) к оценке и поведению в данных условиях с учетом структуры диспозиций, их зависимости от предшествующего опыта и обобщенных психологических особенностей субъекта.» (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Колл. авторов под рук. и под ред. В.А. Ядова.– Л.: Наука., 1979. 264 с. Гл. 1. – С. 6–25).
Подобно тому, как иерархически организованы условия деятельности, потребности и диспозиции, поведение личности также структурируется в некоторые иерархически организованные действия. В анализе поведения, по В.А. Ядову, различается четыре уровня в зависимости от целесообразности деятельности:
Поведенческие акты, устанавливающие соответствие между психофизической потребностью и предметной ситуацией в данный момент для перехода от нарушенного «равновесия» к норме.
Поступок или привычное действие, формирующееся из ряда поведенческих актов. Поступок – элементарная социально значимая «единица» поведения. Его цель – соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью индивида.
Целенаправленная последовательность поступков – поведение в определенной сфере деятельности. Цели – отдаленные.
Целостность поведения в разных сферах (труд, познание, семья) в соответствии с неким «жизненным планом».
Поведение личности на всех уровнях регулируется ее диспозиционной системой в соответствии с конкретной ситуацией и целью. Механизм взаимосвязи между различными элементами диспозиционной структуры и ситуацией поведения следует рассматривать именно как механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, ее саморегуляцию.
Анализ и регулирование отношений руководства
Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко.
Каждое из самых малочисленных подразделений организации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя, причем все они выполняют аналогичные или сходные функции или все р ...
Женские инструменты руководства
Как показывают многочисленные исследования причин краха малых предприятий, в 98% случаев это вызвано слабостью руководства. В 2% случаев крах предприятия вызван причинами, не зависящими от людей. (Дэвид Бэнгс)
Можете ли Вы одновременно быть электриком, пекарем или продавщицей? Вряд ли, т.к. это требует специальной профессиональной подг ...
Удовлетворяет ли ваша работа ваши личные потребности?
Получать удовольствие от выполняемой работы — большая редкость. Около половины всех работников не испытывают удовлетворения от своей работы и с радостью бы ее поменяли. Поскольку число относительно довольных своей работой составляет 30%, возникает вопрос: почему же мы тогда не увольняемся и продолжаем выполнять свои обязанности? Дело в ...