«Игры, изменяющие сознание» и «игры магического действия»
Страница 1

Психология » Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации » «Игры, изменяющие сознание» и «игры магического действия»

Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровня сознания - так называемые «игры, изменяющие сознание»: свободное падение, надавливание на глазные яблоки, гипервентиляция лёгких, верчение, кружение и так далее.

Действительно, чем объяснить притягательную для детей силу таких развлечений, как качели, карусель и так далее, от которых кружится голова, нарушается координация движений, изменяется восприятие, а иногда даже тошнит? Как известно, такие же вестибулярные эффекты дает употребление алкоголя – головокружение, тошнота, нарушение координации движений, диплопия (двоение в глазах).

В сложной игровой деятельности («в войну» например) дети любят изображать падение «раненого», «убитого», притворяются «мёртвыми» и тут же «оживают». Известно также, что дети любят «летать» с крыш гаражей, прыгать вниз с невысоких сооружений, делать «перелёты» на верёвке. Кому не знакома такая картина: малыш, нагнувшись и упёршись руками в землю внимательно разглядывает "перевернувшийся" вверх ногами мир? Маленькие дети вообще любят "перевёртыши": чепуху, "неразбериху", весёлое нарушение обычного порядка вещей и так далее. Психологи расценивают это как результат усвоения определённого опыта: то, что ребёнок знает как "не правильно" что-то делать, означает, что он уже знает правила этих действий, а нарушение правил в определённых обстоятельствах доставляет ему удовольствие, радость, смех. Скорее всего, "нарушение правил" в данном контексте свидетельствует о познавательной потребности постоянно выходить из рамок уже познанного, известного в область неисследованную, малознакомую, неструктурированную. Развивающаяся личность не может находиться в рамках уже усвоенных стереотипов, действий, чего-то уже познанного - она всё время стремится выйти из этих рамок. Дети пытаются определить границы сознания и "несознания", поэтому и пробуют самые разнообразные способы опознания этих границ, а также способы испытания своих возможностей оставаться в границах чего-либо. Дети быстро узнают, что во взрослом мире вместо игр, которые в весёлой и радостной форме изменяют сознание, его уровни, переходы с одного уровня на другой, существуют другие способы - "химические", через потребление определённых веществ: алкоголя, табака, кофе, чая, обильной пищи и так далее. Система воспитания детей заставляет их создавать причинно-следственные связи между приёмом пищи и физиологическими ритмами, физиологическими изменениями - ростом тела, между приёмом лекарств и "светлым будущим" и так далее.

По заданной схеме - пища, питие, лекарства что-то делают с человеком - дети и узнают о действии алкоголя на поведение, настроение, сознание взрослых без всякого объяснения.

Детей знакомят со сказками, легендами, эпосом, мифами, где герой получает богатырскую силу, бессмертие, непобедимость и неотразимость за счёт особого, "божественного" магического напитка. А в некоторых легендах и эпосах таким напитком является вино и пиво; например, Илью Муромца калики перехожие излечивают, а заодно и дают богатырскую силу пивом. В сказках пиво, вино и другие бодрящие напитки олицетворяю жизненную силу природы, весеннего дождя, посланного богами для пробуждения природы от зимней спячки, дарующего земле плодородие.

Следующее замечание касается того "глубокого" психического опыта, на основе которого в будущем может формироваться мотивация потребления алкоголя. Например, один из "алкогольных мифов" у подростков - выпивка делает человека смелее, активней, "сильнее", "взрослее" и так далее.

Страницы: 1 2


Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий м ...

Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взл ...

Рисунок того, чего не может быть
Развитие воображение, создание положительного эмоционального состояния, раскрепощение детей. Для детей 5-8 лет ...