«Игры, изменяющие сознание» и «игры магического действия»
Страница 1

Психология » Факторы, влияющие на возникновение у подростка ранней алкоголизации » «Игры, изменяющие сознание» и «игры магического действия»

Маккин, исследуя мотивацию потребления наркотических средств подростками, обнаружил, что интерес детей к психоактивным веществам, и в частности к алкоголю, связан с ранним детским опытом игр, в которых достигается изменение обычного уровня сознания - так называемые «игры, изменяющие сознание»: свободное падение, надавливание на глазные яблоки, гипервентиляция лёгких, верчение, кружение и так далее.

Действительно, чем объяснить притягательную для детей силу таких развлечений, как качели, карусель и так далее, от которых кружится голова, нарушается координация движений, изменяется восприятие, а иногда даже тошнит? Как известно, такие же вестибулярные эффекты дает употребление алкоголя – головокружение, тошнота, нарушение координации движений, диплопия (двоение в глазах).

В сложной игровой деятельности («в войну» например) дети любят изображать падение «раненого», «убитого», притворяются «мёртвыми» и тут же «оживают». Известно также, что дети любят «летать» с крыш гаражей, прыгать вниз с невысоких сооружений, делать «перелёты» на верёвке. Кому не знакома такая картина: малыш, нагнувшись и упёршись руками в землю внимательно разглядывает "перевернувшийся" вверх ногами мир? Маленькие дети вообще любят "перевёртыши": чепуху, "неразбериху", весёлое нарушение обычного порядка вещей и так далее. Психологи расценивают это как результат усвоения определённого опыта: то, что ребёнок знает как "не правильно" что-то делать, означает, что он уже знает правила этих действий, а нарушение правил в определённых обстоятельствах доставляет ему удовольствие, радость, смех. Скорее всего, "нарушение правил" в данном контексте свидетельствует о познавательной потребности постоянно выходить из рамок уже познанного, известного в область неисследованную, малознакомую, неструктурированную. Развивающаяся личность не может находиться в рамках уже усвоенных стереотипов, действий, чего-то уже познанного - она всё время стремится выйти из этих рамок. Дети пытаются определить границы сознания и "несознания", поэтому и пробуют самые разнообразные способы опознания этих границ, а также способы испытания своих возможностей оставаться в границах чего-либо. Дети быстро узнают, что во взрослом мире вместо игр, которые в весёлой и радостной форме изменяют сознание, его уровни, переходы с одного уровня на другой, существуют другие способы - "химические", через потребление определённых веществ: алкоголя, табака, кофе, чая, обильной пищи и так далее. Система воспитания детей заставляет их создавать причинно-следственные связи между приёмом пищи и физиологическими ритмами, физиологическими изменениями - ростом тела, между приёмом лекарств и "светлым будущим" и так далее.

По заданной схеме - пища, питие, лекарства что-то делают с человеком - дети и узнают о действии алкоголя на поведение, настроение, сознание взрослых без всякого объяснения.

Детей знакомят со сказками, легендами, эпосом, мифами, где герой получает богатырскую силу, бессмертие, непобедимость и неотразимость за счёт особого, "божественного" магического напитка. А в некоторых легендах и эпосах таким напитком является вино и пиво; например, Илью Муромца калики перехожие излечивают, а заодно и дают богатырскую силу пивом. В сказках пиво, вино и другие бодрящие напитки олицетворяю жизненную силу природы, весеннего дождя, посланного богами для пробуждения природы от зимней спячки, дарующего земле плодородие.

Следующее замечание касается того "глубокого" психического опыта, на основе которого в будущем может формироваться мотивация потребления алкоголя. Например, один из "алкогольных мифов" у подростков - выпивка делает человека смелее, активней, "сильнее", "взрослее" и так далее.

Страницы: 1 2


Локализация функций в коре головного мозга
Кора полушарий большого мозга образована серым веществом, которое лежит по периферии (на поверхности) полушарий. Толщина коры различных участков полушарий колеблется от 1,3 до 5 мм. Количество нейронов в шестислойной коре у человека достигает 10 — 14 млрд. Каждый из них связан с помощью синапсов с тысячами других нейронов. Располагаются ...

Описание методики
Нами был выбран тест Липпмана «Логические закономерности» Инструкция: испытуемым предъявляется письменно-числовые ряды, проанализировав которые необходимо установить закономерности и построения. Для каждого ряда писать недостающие числа (см. приложение №1). Время заданий фиксируется (см. таблицу №2). Таблица №2 Время заполнения за ...

Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе городской поликлиники №197 г. Москвы. Объект исследования – психосоматические больные районной поликлиники. Предмет исследования – личностные особенности психосоматических больных. Цель исследования – изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных. Задачи иссле ...