Семейные традиции

Ещё до первого контакта с алкоголем «семейные традиции» могут навязать личности потребление алкоголя как единственный способ не только отмечать особые события жизни, праздники, но и реагировать на другие события в жизни – печальные и радостные, значительные и незначительные, «отмечать» пустые м переполненные впечатлениями периоды жизни. До первого контакта с алкоголем у личности может сложиться определённая символика алкоголя: признак мужественности, взрослости, силы, радости, «весёлой жизни», свободной от ответственности и забот, рискованного, смелого, даже «героического поведения», символический «облегчитель жизни», особое лекарство «для души» и так далее.

Семья, вместе со всеми родственными связями – главный фактор в развитии символического приобщения к алкоголю. От поколения к поколению предаются системы ценностей, модели поведения, «семейные ритуалы», символы и так далее. Внешний по отношению к семье мир ребёнок до определённого времени, а точнее до «социальной зрелости», воспринимает через семью, через установки и ценности, которые существуют в его семье. Человек не обязательно поступает в жизни именно так, как поступали его родственники или как его учили поступать. Однако влияние его на поступки в той или иной степени оказывает «семейный фонд».

Одно из важных заключений, вытекающих из работ, посвящённых влиянию семьи в формировании алкоголизма – то, что использование алкоголя в семье это не индивидуальное («персональное») дело. Алкоголизм передаётся в некоторых семьях от поколения к поколению «генетически» (об этом поподробнее будет рассмотрено ниже). Но есть также и доказательства, демонстрирующие «психологическую трансмиссию» некоторых форм алкоголизма в семье от поколения к поколению, а также манеры потребления алкоголя.

Грили и Маккрэди выделили 5 «установок», влияющих на выбор того или иного «алкогольного поведения»:

1. Семейные выпивки – частота употребления алкоголя у матери и отца; существование «алкогольных проблем» в семье, где растёт ребёнок; одобрительное отношение к потреблению алкоголя со стороны родителей;

2. Структура семьи – как организована семья по двум «аксиальным принципам» – Силе и Поддержке; первый относится к тому, как семья принимает важные решения – кто из родителей, например, принимает больше решений единолично, отец или мать, или оба родителя вместе принимают решение, или родители и лети – все вместе; второй относится к уровню привязанности и эмоциональной насыщенности контактов между членами семьи, в отношении детей – это одобрение и забота.

3. Персональные вариации, особенно ориентация на достижение, действенность поведения, отношение к авторитетам. Имеется в виду то, что некоторые персональные вариации, например потребность в поддержке и зависимость от авторитетов, часто ассоциируются с пьянством.

4. «Алкогольное поведение», манера потребления алкоголя у каждого родственника отдельно.

5. Особенности окружающей среды в плане распространённости потребления алкоголя («алкогольная атмосфера»).

Особое значение придаётся не самому алкоголю, а ритуалам его потребления, которые служат моделью создания индивидуальной манеры потребления спиртных напитков в будущем. Поскольку большинство детей впервые знакомятся (реально) с алкоголем в семье, то семейные ритуалы, включающие употребление спиртных напитков и являются моделью, по которой обучаются дети. В каждой семье есть свои «особые» ритуалы, иногда весьма интимные, иногда весьма интимные, в которые посвящены только члены семьи. Чем больше разнообразных ритуалов в семье, тем надёжней связи между членами семьи, тем более сплочённей семья. Разрушение семейных ритуалов, образование «порочных» ритуалов, когда например, ребёнок каждый вечер ходит забирать пьяного отца из ближайшего бара или видит, как отец «болеет» за любимую команду у телевизора, подбадривая себя пивом, а каждый гол отмечая «более серьёзно», создаются предпосылки того, что первые реальные контакты с алкоголем будут происходить на фоне повышенного риска развития зависимости от алкоголя (личная предиспозиция у подростка, склонного искать получение быстрого и немедленного удовольствия, облегчать свои психологические проблемы искусственным путём, сформированное отношение к алкоголю как «магическому напитку», которое может дать всё, что захочешь, и так далее).


Мужчины не любят слушать критику в свой адрес
Проиграть в шахматы начальнику - это чистый выигрыш. (Веселин Георгиев) Терять авторитет не нравится никому. Но мужчины особенно не любят этого, а если все же и попадают в ситуацию, когда их репутация оказывается под угрозой, переживают ее гораздо тяжелее, чем женщины. Женщины воспитываются в атмосфере принижения своих достоинств ради ...

Управление общением в коллективе
Общение в коллективе – коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения. Основными функциями коммуникативных процессов в коллективе: · информативная, передача сведений, · интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между членами ...

Формирование культуры поведения у старших дошкольников
В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям бездушности, начиная со старшего дошкольного возраста. Это возраст является сенситивным к развитию об ...