Бихевиористическое направление в психологии
Страница 2

Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип "проб и ошибок", согласно которому выработка всякой новой реакции, проводится до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.

Основателями Джоном Уотсоном и Э. Торндайком было основано в 1910г. бихевиористическое направление. Обратимся к биографии основателя бихевиористического направления Джона Уотсона.

Джон Уотсон (9.01.1878 - 25.09.1958) - американский психолог, основатель бихевиоризма. Автор программной статьи этого направления. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. В качестве предмета психологии понимал поведение человека от рождения до самой смерти, а основной задачей считал предсказание поведения человека и контроль за ним. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании. На основе этой теории развивал методы поведенческой психотерапии.

В 1913 году Джон Уотсон объявил себя бихевиористом, и заявил о новом теоретическом направлении в психологии. "Бихевиоризм, - говорил он, - это чисто объективное, экспериментальное, естествозначимое, посвященное предсказанию и контролю поведения, направление". Сознание мысли и чувства не изучались здесь более, как объяснял он, только поведение животных, включая людей. Уотсон объяснял, что психология может быть приложена ко множеству человеческих проблем, созданные индустриализацией и быстрыми социальными переменами. Бизнесменам он обещал показать, как личность может быть приучена к новым привычкам, чтобы подстраиваться под окружающую среду. Родителям он обещал дать методы выращивания бесстрашных детей, которые могут научиться любой профессии. Такие техники должны были базироваться на условиях невольного поведения Павлова.

Через научения мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам нужно знать, что такое научение и как оно происходит.

Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающее - бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от З. Фрейда и многих других персоналогов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в "разуме". Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение, как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Страницы: 1 2 3


Бихевиористическое направление в психологии
Бихевиоризм (с английского языка behavior - поведение) - ведущее направление в американской психологии конца XIX-XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека животных как совокупных двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия внешней среды (стимулы). Человек выступает челове ...

Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деят ...

Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок
В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии. Анализ литературных источников п ...