Бихевиористическое направление в психологии
Страница 3

Обратимся к работе Скиннера. В своих работах Скиннер наиболее убедительно доказывает, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличии от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.

Большое влияние на Уотсона оказало развитие в ΧVIII - XIX вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарльза Шеррингтона (1857-1952), И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927).

Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906 году, и учение Павлова об условных рефлексах; согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции "объективной" психологии.

Развитие предложенных Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривается как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснил Павловскими условными рефлексами.

В1911 году аналогичные идеи выдвинул М.Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П. Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представление Джона Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразить психологию в естественнонаучную дисциплину.

К.С. Лешли (1890-1958) последователь Д. Уотсона, и У.С. Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Д. Уотсон, у Дж. Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.

Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление - необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом "промежуточных переменных" - познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения, как суммы простейших реакций в необихевиоризме утверждалось понимание поведения, как целостного и целенаправленного акта.

Страницы: 1 2 3 


Женские инструменты руководства
Как показывают многочисленные исследования причин краха малых предприятий, в 98% случаев это вызвано слабостью руководства. В 2% случаев крах предприятия вызван причинами, не зависящими от людей. (Дэвид Бэнгс) Можете ли Вы одновременно быть электриком, пекарем или продавщицей? Вряд ли, т.к. это требует специальной профессиональной подг ...

Результаты проведенного эксперимента. Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)
Исследование проводилось на базе 1 «Б» класса СШ №22 г. Павлодара. Нами было обследовано 20 детей младшего школьного возраста и их семьи. Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье и выявить причины детской школьной тревожности. Задачи: 1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, ...

Место психологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности
История становления научной дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации — выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений. Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами — не исключение из прав ...