Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»

Психология » Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества » Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»

Цель:

изучение отношения испытуемого к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, к порядкам и т.д. Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренное отличие терминов "акцентуация" и "психопатия". При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.

Оснащение:

Инструкция к методике, Рабочий бланк – анкета, содержит 164 вопроса. Все они делятся на 9 шкал опросника: экстраверсия-интраверсия, эксплозитивная форма, психастеническая форма, шизоидная форма, истероидная форма, шкала направленности, шкала надежности, шкала нервно-психической неустойчивости.

Инструкция:

"В этом опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера и др. Если Вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационном бланке, соответственно номеру утверждения, поставьте "+". Если с ним не согласны, то поставьте знак "-".

Порядок работы:

обследование проводится либо индивидуально, либо в группе. Перед проведением исследователь зачитывает инструкцию, спрашивает, всё ли понятно, при необходимости дает разъяснения. Испытуемым раздаются рабочие бланки – анкеты с вопросами. Им необходимо внимательно прочесть все вопросы и ответить на них «Да» или «Нет».

Обработка

и подсчет осуществляется путем суммирования выбранных испытуемым утверждений по каждой шкале. Каждое совпадение с ключом засчитывается как один балл. Затем полученная сумма баллов интерпретируется. Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными – 2 и 8 баллов, заостренными – 3 и 7 баллов.


Результаты исследования
Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков. Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26). Лидирующее положение занимают ...

Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и переходный к юношескому, возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. ...

Исследование уровня эмпатии в педагогическом коллективе
В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 16, индивидуальные показатели изображены в Приложении 13. Рис. 16. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %) Выводы по методике: рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемом педагогическом коллектив ...