Теоретическая часть. Понятие трудового коллектива
Страница 1

Психология » Конфликт как источник профессиональной зрелости коллектива » Теоретическая часть. Понятие трудового коллектива

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. Внешнее проявление отношения человека к труду проявляется в его трудовом поведении. В свою очередь характер трудового поведения работника и его отношения к труду определяет множество взаимосвязанных факторов, изменяя которые можно влиять на трудовое поведение индивида, а следовательно и на качество его работы. Поэтому вопросы, касающиеся трудового поведения и его определяющие факторы требуют особого внимания.

Коллектив фирмы - это живой организм, проходящий стадии рождения, развития, становления, зрелости, старения, умирания. Каждая стадия имеет свои критические точки, сильные и слабые стороны. Требования к сотрудникам будут существенно отличаться в зависимости от того, на какой стадии развития коллектива тот или иной человек принят на работу.

На начальной стадии, как правило, высока потребность в людях, способных идти на риск, готовых несколько месяцев не получать зарплату, выполнять любую необходимую работу.

На стадии развития и становления требуются талантливые специалисты, с узкоспецифическими знаниями, способные прогнозировать успех любых начинаний. На этой стадии возможны конфликты из-за того, что новые члены коллектива начинают покушаться на старые традиции и устои.

На стадии зрелости возрастает потребность в опытных администраторах, менеджерах в связи с расширением и дифференциацией сфер деятельности фирмы. Здесь важно избежать самодовольства, чувства завершенности, самоуспокоения, тормозящего движение вперед. Тогда не понадобиться заменять талантливых специалистов послушными и, вместо старения и умирания, ваша фирма перейдет к стадии возрождения с новой командой предприимчивых людей, способных осуществить любые программы внутренних преобразований.

Психология коллектива — это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе его формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д. Все эти факторы определяют социально – психологический климат в коллективе.

Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликтам.

Эффективность труда в коллективе находиться в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива.

Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности - производительности труда.

По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи его трудовой деятельности и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным целям, целям производственной деятельности.

Социально зрелый - это функционально сплоченный коллектив. Он принципиально отличается от коллектива, характеризующегося сплоченностью, обусловленной не общественными целями, не производственной деятельностью, а задачей сохранения хороших взаимоотношений в группе как самоцелью.

Различаются три стадии сплочения трудового коллектива, каждой из них соответствует определенный уровень его развития.

Первая стадия - ориентационная, которой соответствует низкий уровень развития коллектива - этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности. При этом необходимо учитывать, насколько новые работники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться. Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.

Страницы: 1 2


Конфликт как диагностический и формирующий прием
В исследовании, выполненном Лорандо детских способностей к децентрации и сохранению в дошкольном возрасте используется идея формирующего эксперимента с последовательным конструированием конфликтов. Разобьем весь ход эксперимента на последовательность действий, выполняемых экспериментатором с одной стороны и испытуемыми, с другой. «Груп ...

Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
В педагогической психологии значительное место уделено изучению генезиса мотивационной сферы в детском возрасте, выделению состава мотивации учения, изучению отдельных мотивов учения, выделению доминирующих, структурообразных компонентов мотивации учебной деятельности. Человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физио ...

Выводы
1. Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста определяется как организационными, так и личностными факторами. 2. К организационным факторам относится наличие для молодого специалиста потенциальной возможности карьерного роста. 3. Личностными особенностями, определяющими успешность адаптации молодого специалиста, являют ...