Реальные формы соц. поведения
Страница 2

Психология » Индивидуальная дезадаптация » Реальные формы соц. поведения

Очевидно, полезным (для специалистов по труду) в опыте ленинградцев является представление проблемной области исследования. Она сведена в принципиальную схему регуляции социального поведения). Ее основные параметры и их операционализация состоят в следующем:

Поведение индивида рассматривается по критериям творчества – самостоятельности, ответственности – организованности, исполнительности в труде, избирательности на досуге. Поведению предшествует оценка ситуации. На поведение влияют социально-нормативные «регуляторы».

Оценка ситуации индивидом складывается под влиянием диспозиционных «регуляторов» и обобщенных психологических свойств личности.

Диспозиционные «регуляторы»: ценностные ориентации, доминирующая направленность интересов, обобщенные и ситуативные социальные установки. Диспозиционные «регуляторы» формируются обобщенными психологическими свойствами личности и социально-нормативными «регуляторами».

Социально-нормативные «регуляторы»: ценности и нормы поведения в определенных сферах деятельности.

В качестве одного из важных результатов работы группы ленинградских исследователей необходимо привести также опыт классификации, выполненной на базе признаков, относящихся к профессии и деловым качествам инженера. Ниже приведена типология диспозиционных структур по фактору «деловитость»:

- «инженер по неволе»;

- умеренно вовлеченные в профессию, активные к исполнительности и ослабленные к творчеству;

- умеренно вовлеченные в профессию, диспозиции рассогласованы;

- «инженер по призванию»;

- вовлеченные в профессию с высокими притязаниями.

За пределами внимания других социологических школ оказалось многое, относящееся к проблемам, в разрешении которых сегодня нуждается практика. В частности, это корреляционная модель прогноза производственного поведения профессионала; модели «предсказания» уровня самостоятельности в работе, продвижения по должности; модель связи групп диспозиционных переменных и их составляющих; разного рода типологии и многое другое.

Из того, что сегодня может служить практике, особый интерес представляет описание природы мотивации, которое позволяет понять основные требования, которым должны отвечать конструкции эффективных форм стимулирования труда.

Сложившиеся в производственной практике системы стимулов выполняют разнородные функции: экономические, социальные, социально-психологические, этические.

Чтобы выявить место знаний о природе мотивации в проектировании методов и организации стимулирования труда, следует начать с естественной основы феномена мотивации, изучаемого психологией.

Страницы: 1 2 


Психологические качества руководителя
Основные качества (Генри Минтцберг): 1. искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми, 2. искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью, 3. искусство разрешать ...

Особенности дошкольного возраста и роль сказки в формировании личности дошкольника. Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий м ...

Внутренний мир и состояния сознания.
Сознание и активное бодрствование Традиционно западная психология признаёт два состояния сознания, присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой - состояние бодрствования, или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, которая позволяет ему улавливать, отбира ...