Очевидно, полезным (для специалистов по труду) в опыте ленинградцев является представление проблемной области исследования. Она сведена в принципиальную схему регуляции социального поведения). Ее основные параметры и их операционализация состоят в следующем:
Поведение индивида рассматривается по критериям творчества – самостоятельности, ответственности – организованности, исполнительности в труде, избирательности на досуге. Поведению предшествует оценка ситуации. На поведение влияют социально-нормативные «регуляторы».
Оценка ситуации индивидом складывается под влиянием диспозиционных «регуляторов» и обобщенных психологических свойств личности.
Диспозиционные «регуляторы»: ценностные ориентации, доминирующая направленность интересов, обобщенные и ситуативные социальные установки. Диспозиционные «регуляторы» формируются обобщенными психологическими свойствами личности и социально-нормативными «регуляторами».
Социально-нормативные «регуляторы»: ценности и нормы поведения в определенных сферах деятельности.
В качестве одного из важных результатов работы группы ленинградских исследователей необходимо привести также опыт классификации, выполненной на базе признаков, относящихся к профессии и деловым качествам инженера. Ниже приведена типология диспозиционных структур по фактору «деловитость»:
- «инженер по неволе»;
- умеренно вовлеченные в профессию, активные к исполнительности и ослабленные к творчеству;
- умеренно вовлеченные в профессию, диспозиции рассогласованы;
- «инженер по призванию»;
- вовлеченные в профессию с высокими притязаниями.
За пределами внимания других социологических школ оказалось многое, относящееся к проблемам, в разрешении которых сегодня нуждается практика. В частности, это корреляционная модель прогноза производственного поведения профессионала; модели «предсказания» уровня самостоятельности в работе, продвижения по должности; модель связи групп диспозиционных переменных и их составляющих; разного рода типологии и многое другое.
Из того, что сегодня может служить практике, особый интерес представляет описание природы мотивации, которое позволяет понять основные требования, которым должны отвечать конструкции эффективных форм стимулирования труда.
Сложившиеся в производственной практике системы стимулов выполняют разнородные функции: экономические, социальные, социально-психологические, этические.
Чтобы выявить место знаний о природе мотивации в проектировании методов и организации стимулирования труда, следует начать с естественной основы феномена мотивации, изучаемого психологией.
Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
Игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся.
"Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений". (Д.Б. Эльконин)
Игровая деятельность, как основная деятельно ...
Роль эмоциональных состояний личности. Эмоции
Эмоции – «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явления и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [11; 407].
Эмоции — неотъемлемая и важная часть нашей обычной, повседневной жизни. Эмоции — важные мотиваторы нашего поведения, говорящие на ...
Исследование особенностей формирования мотивации учебной деятельности
младших школьников с нарушением интеллекта. Методика изучения
мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением инт
Организованный нами психолого-педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Проан ...