Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения.
По мнению В.В. Бойко структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Также через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе – это производственные, политические, правовые, этические, эстетические отношения, но самым главным по его словам является межличностные отношения. Данный тип отношений представляется Бойко, как в организационно-техническом воздействии, статусно – ролевой взаимосвязи, административно-психологическое взаимовлиянием и эмоционально-логическое взаимопознанием друг друга. Возникновение таких отношений возможно лишь на основе предметно-практической деятельности коллектива, где задаются материально – технические, организационно – управленческие и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [11, с. 228 – 230]. Детальная информация срочная помощь на дороге на сайте.
Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе по утверждениям Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание же каких-либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата [8, с. 221].
Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем. Психолог Л.Я. Гозман в своей книге «Психология эмоциональных отношений» выделяет, к примеру, два аспекта отношений между людьми: это субъективный и объективный (таб. 2).
Таблица 2
Структура межличностных отношений в группе
С объективной стороны |
С субъективной стороны |
1) «Это … некая система взаимодействия, контактов, связей…. 2) «…Именно этот круг явлений обычно охватывается понятием «межличностные отношения». 3) «Межличностные отношения, в которых оценочный аспект объективно определяет состояние и развитие взаимодействия,… называются эмоциональными отношениями» 4) Примером межличностных отношений служат и деловые отношения, и симпатии, и любовь. |
1) Это оценка субъектом взаимодействия, контактов, связей. 2) «Эта… оценка может быть названа эмоциональным компонентом или аспектом межличностных отношений». 3) «…Оценочный аспект присутствует не только собственно в межличностных отношениях, но и в межгрупповых… Оценочный аспект существенен даже и для общественных отношений…». |