Введение
Страница 1

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир. От типологии личности зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха и его причины. Отношение к допущенным ошибкам и ряд других важнейших моментов. Тип личности может быть средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Тип личности является центральным психологическим аспектом качества человека, от типологии личности зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к активной жизненной позиции. Человек, о котором думают, как о никчемном, ничего не стоящем субъекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. Наоборот, те, кто высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением, считая ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. Иными словами, от качеств личности зависит, способен ли человек бы хозяином своей судьбы или ее рабом, а от этого во многом зависит его положение в обществе. Полноценная интеграция в общество начинается со школьной скамьи.

Одна из центральных задач школы на современном этапе — это подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих качеств способностей и знаний. Эта задача делает особо значимой проблему формирования интересной для окружающих, социально-активной позиции учащихся в учебном процессе, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, т.е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психолого-педагогических условий и закономерностей становления гармоничной личности в учебном процессе, приобретают чрезвычайную актуальность.

Школа интересует нас не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности.

Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как неспособных к серьезному учению. Для педагогов и психологов всё более очевидным становится тот факт, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня сформированности личности, так как личность является механизмом и задействована во всех сферах жизнедеятельности человека — в познании, в поведении, в общении.

Данные таких психологов как В.С. Саблин, В.М. Минияров, Дж. Митчелл, К. Роджерса говорят о том, социально-психологический тип личности в свою очередь оказывает влияние на деятельную структуру каждого человека.

Изучение всего связанного с «типологией личности» имеет важное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в усвоении знаний учащимися. Содержание «качеств личности», как считают психологи, - из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание процесса социализации подростка. Вместе с тем в современных публикациях по проблеме развития и формирования личности подростков - недостаточно раскрыт механизм данного процесса, не разработаны формы и методы деятельности психолога и педагога по формированию идеально развитой, гармоничной личности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка.

Объект исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка 11-12 лет.

Гипотеза исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет изменится, если применить психолого-педагогические условия формирования.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать проблему формирования социально психологического типа личности подростков 11-12 лет.

Страницы: 1 2


Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...

Психологическая профилактика
1) Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога, воспитателей и родителей по: а) предупреждению возможных психолого-социальных проблем у детей; б) выявлению детей группы риска (по разным основаниям); в) созданию благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллект ...

Карьерный взлет
Фактический руководитель обычно помалкивает. Большинство женщин успешно справляются со своими обязанностями руководителя. Как ни странно, многие чувствуют себя действительно на своем месте. Конечно, их радует должность, которой они по праву гордятся. Между тем часто возникает вопрос: правильно ли я делаю то, что делаю? Есть повод задум ...