Введение
Страница 1

Главной задачей построения нового демократического, цивилизованного общества является наличие полноценных деятельных граждан, способных реализовать себя и свои потребности в условиях современной социально-экономической ситуации. Отсюда следует, что важным социальным фактором для общества является становление и индивидуализация типа личности. Только человек, адекватно оценивающий себя, может также адекватно оценивать других людей и верно отражать мир. От типологии личности зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха и его причины. Отношение к допущенным ошибкам и ряд других важнейших моментов. Тип личности может быть средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Тип личности является центральным психологическим аспектом качества человека, от типологии личности зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к активной жизненной позиции. Человек, о котором думают, как о никчемном, ничего не стоящем субъекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. Наоборот, те, кто высоко себя ценят, часто склонны работать с большим напряжением, считая ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо. Иными словами, от качеств личности зависит, способен ли человек бы хозяином своей судьбы или ее рабом, а от этого во многом зависит его положение в обществе. Полноценная интеграция в общество начинается со школьной скамьи.

Одна из центральных задач школы на современном этапе — это подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих качеств способностей и знаний. Эта задача делает особо значимой проблему формирования интересной для окружающих, социально-активной позиции учащихся в учебном процессе, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, т.е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психолого-педагогических условий и закономерностей становления гармоничной личности в учебном процессе, приобретают чрезвычайную актуальность.

Школа интересует нас не с точки зрения традиционного представления о ней как о заведении, в котором осуществляется формальное обучение и усвоение знаний, а как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности.

Трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как неспособных к серьезному учению. Для педагогов и психологов всё более очевидным становится тот факт, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня сформированности личности, так как личность является механизмом и задействована во всех сферах жизнедеятельности человека — в познании, в поведении, в общении.

Данные таких психологов как В.С. Саблин, В.М. Минияров, Дж. Митчелл, К. Роджерса говорят о том, социально-психологический тип личности в свою очередь оказывает влияние на деятельную структуру каждого человека.

Изучение всего связанного с «типологией личности» имеет важное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в усвоении знаний учащимися. Содержание «качеств личности», как считают психологи, - из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание процесса социализации подростка. Вместе с тем в современных публикациях по проблеме развития и формирования личности подростков - недостаточно раскрыт механизм данного процесса, не разработаны формы и методы деятельности психолога и педагога по формированию идеально развитой, гармоничной личности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка.

Объект исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологического типа личности подростка 11-12 лет.

Гипотеза исследования: социально-психологический тип личности подростка 11-12 лет изменится, если применить психолого-педагогические условия формирования.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать проблему формирования социально психологического типа личности подростков 11-12 лет.

Страницы: 1 2


Общение ведущий вид деятельности малыша
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взросл ...

Роль игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Роль игры в развитии мышления
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение прин ...

Характеристика возрастных особенностей современных школьников
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды [10]: 1) младенческий — от рождения до 1 года, причем в нем выд ...